Наценку на социально значимые продукты хотят ограничить 15%

25.04.2014
2

Депутат Госдумы Олег Нилов («Справедливая Россия») подготовил законопроект о внесении изменений в статью 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в части ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания. Законодатель предлагает установить регулирование в этой части и установить лимит на наценку продуктов первой необходимости в 15%. Кроме этого, предлагается обязать продавцов рядом с розничной ценой указывать закупочные цены от производителя. Эксперты говорят, что приведенная цифра некорректна, а рыночные задачи должен решать сам рынок, а не депутаты.

По мнению Олега Нилова, данная мера поможет остановить практику необоснованного повышения цен на продукты питания российскими торговыми сетями. Как отмечает парламентарий, сегодня ценовое регулирование на продукты питания осуществляется во многих странах, в то время как в России нет никаких правовых ограничений для розничных сетей. В частности, в Австрии, Дании и Норвегии действуют специальные законы в области ценообразования, регламентирующие установление максимальных потребительских цен на отдельные группы товаров.

«В России розничные наценки на отдельные группы товаров могут доходить до 100%, а в среднем составляют порядка 40–50%, в то время как в странах ЕС этот показатель не превышает 25%», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

– Законопроект в первую очередь призван защитить малообеспеченные слои населения, – заявил парламентарий. – Ограничение наценки на продукты питания обезопасит их от попадания в жернова кризисов, инфляций, санкций, процессов, связанных с курсами валют. Затрагиваются также интересы российских фермеров, ведь им нередко сложно разместить свой товар на прилавках, занятых иностранной продукцией, цены на которую зачастую являются искусственно заниженными, так как деятельность зарубежных производителей часто субсидируется.

Отметим, что документ также устанавливает требование к ритейлерам на этикетке размещать информацию о цене, по которой товар был реализован производителем, чтобы граждане имели представление о том, насколько цена была накручена, и делали соответствующие выводы.

Предполагаемая 15-процентная наценка - это разница между отпускной стоимостью товара производителем первому оптовому покупателю и ценой, которую заплатит конечный потребитель, подчеркивает Олег Нилов. В этом случае ритейлерам не удастся обойти ограничение за счет фирм-посредников. 

Кстати, в список социально значимых товаров, наценку на которые предлагается ограничить, включат муку, хлебные изделия, крупы, молочную продукцию и ряд других категорий товаров.

В финансово-аналитической компании UFS IC иллюзий по поводу нового законопроекта не строят.

– Подобную задачу всегда лучше решит рынок, а не государство, – уверен эксперт организации Станислав Савинов. – При здоровой и серьезной конкуренции розничные сети без указок сверху будут вынуждены установить низкие цены на товары первой необходимости, что обеспечить достаточный поток покупателей. Законодательные ограничения без тщательной проработки, без скрупулезного изучения зарубежного опыта могут не привести к желаемому результату, заставив бизнес подойти творчески к их выполнению.

По мнению аналитика, это может быть и сокращение места для «социальных товаров», и их особое расположение (к примеру, там, где не каждая бабушка и дотянется), и договоренности с оптовиками о «справедливых» ценах, и специфическое оформление таких ценников (цвет, шрифт), и т. д. Мягкий вариант – повышение цен на другие товары, чтобы каждый заплатил за ту самую бабушку.

Станислав Савинов подчеркивает - не стоит питать иллюзий о том, что розничные сети вдруг начнут руководствоваться этическими соображениями, к чему их призывают депутаты Госдумы. В данном случае лучше будет работать «пряник» - снижение административных издержек, налоговые льготы, возможно создание каких-то дополнительных форматов торговли. А вот сложности в реализации данного законопроекта возникнуть могут.

Во-первых, для отслеживания и обработки всей номенклатуры товаров антимонопольной службе потребуется увеличивать штат, указывает эксперт. А увеличение госрасходов и усиление административной нагрузки – противоречащая недавним заявлениям правительства инициатива, которая никак не улучшит инвестиционный климат. Во-вторых, установление порога лимита на наценку в 15% некорректно ввиду различия в структуре издержек того или иного магазина или розничной сети в целом. Где-то сейчас уровень конкуренции и близость к закупочным центрам таковы, что наценки могут быть уже ниже приемлемых для депутатов 15%. В других регионах, где этого не наблюдается, порог в 15% может затормозить «взросление» рынка цивилизованных форматов торговли.

Хотя в УК «ФИНАМ МЕНЕДЖМЕНТ» полагают, что на локальном уровне сдерживание цен на ограниченный ассортимент базовых продуктов и непродовольственных товаров  вполне реальна и достаточно целесообразна как тактическая мера.

– Это, конечно, не панацея и предложенная мера не отменяет необходимости глубоких структурных преобразований, – уверен аналитик компании Максим Клягин. – Кроме того, нередко такие проекты могут носить маркетинговый характер. Тем не менее, учитывая уже весьма высокую долю системного ритейла и его значительную устойчивость, данное сдерживание в условиях сложной экономической ситуации в социальном плане может быть полезной инициативой.

Аналогичного характера проект был достаточно успешно осуществлен в 2009 г. несколькими крупными сетями на федеральном уровне, напоминает эксперт. В локальных масштабах эта задача существенно проще. Определенные издержки для сетей, прежде всего, в части давления на рентабельность за счет инвестиций в цены, безусловно, будут присутствовать. Но этот негативный эффект вряд ли будет выраженным, так как базовый ассортимент – это преимущественно продукция локального производства и дополнительное инфляционное давление сейчас для нее в меньшей степени характерно. Также давление от сдерживания цен будет нивелировано сохранением лояльности и станет фактором поддержки потребительского трафика. Кроме того, будут работать и другие компенсационные механизмы, в том числе, может, например, несколько быстрее расти стоимость премиального ассортимента, в котором чувствительность целевой аудитории к ценовым колебаниям выражена значительно слабее.

Михаил Войтович 

Популярное