До конца 2015 года статус свободной гавани получит не только портовая зона Владивостока, но и другие порты на юге края и даже международный аэропорт краевой столицы. Об этом говорится в законопроекте «О свободном порте Владивостока», который на днях представило Минвостокразвития. Резидентами «свободной» зоны станут не только порты, но и компании туристических и научных сфер. Простимулировав развитие логистики, торговли и производства, край сможет увеличить свой ВРП более чем на 30%, отмечают эксперты.
Министерство развития Дальнего Востока (Минвостокразвития) опубликовало проект закона «О свободном порте Владивостока». Текст документа доступен на портале regulation.gov.ru. С вступлением закона в силу (конечный срок принятия документа до конца 2015 года) аэропорты и морские порты смогут принимать гостей из других стран в безвизовом режиме. Срок пребывания на территории свободных портов – 72 часа, или трое суток.
Резидентам зон порто-франко закон предлагает преференциальные таможенные, налоговые и другие режимы. Условно список льгот можно разделить на общие и специальные. Общие меры поддержки коснутся всех резидентов свободных портов. Их полностью освободят от налогов на имущество и земельного налога, также компании получат льготные ставки арендной платы и возможность получать государственные и муниципальные услуги в приоритетном порядке.
К специальным мерам господдержки в законопроекте отнесены льготы по налогу на прибыль и пониженная ставка на налог «доходы минус расходы» – 10% (такую систему используют в упрощенной системе налогообложения. – «ПГ»). Также в законе сказано о применении специализированных таможенных льгот, которые регулируются на уровне Евразийского экономического союза актами международного права. На особые меры поддержки могут рассчитывать резиденты, которые будут использовать определенные технологии (какие именно, пока неизвестно. – «ПГ»). Еще одно условие – компания должна подтвердить установленный законом объем инвестиций.
Закон о порто-франко сделает возможным образование нескольких кластеров. Так, в свободном порту должны появиться портовая, промышленная, научно-внедренческая и туристско-рекреационная территории. Впрочем, такое деление, по словам одного из авторов законопроекта, весьма условно.
– Законопроектом не предусмотрено никаких ограничений по видам деятельности, – рассказал «Приморской газете» один из авторов проекта закона, советник министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков.
Минвостокразвития предлагает сделать свободными портами семь территорий Приморья. Четыре из них образуют Владивостокскую городскую агломерацию – Владивосток, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. Еще три входят в состав международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» – Партизанский, Пограничный и Хасанский районы. Статус порто-франко территории получат на 70 лет.
На этой неделе представители Минвостокразвития презентовали проект закона о свободном порте в администрации Приморья. С замечаниями выступили представители краевого Законодательного собрания, научного и бизнес-сообщества. В течение 10 дней эксперты и представители власти внесут свои предложения по дополнению документа.
Вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев заверил, что краевая администрация окажет всю необходимую поддержку Минвостокразвития при защите законопроекта на федеральном уровне.
– Создание свободного порта Владивостока даст развитие не только экономике Приморья, но и многим другим сферам жизни края, – подчеркнул Сергей Нехаев.
Также на данном этапе с законопроектом работает институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморье. В рамках процедуры оценки регулирующего воздействия бизнес-омбудсмен собирает отзывы отраслевых объединений.
Конкретные предложения от бизнеса по корректировке закона есть уже сейчас. Так, эксперты предлагают увеличить срок безвизового пребывания иностранных граждан.
– Для решения деловых вопросов необходимо как минимум 10 дней, – настаивает региональный бизнес-омбудсмен Марина Шемилина.
Кроме того, отмечают специалисты, целесообразно увеличить список портов со свободным режимом, включив в перечень порт Находки и Партизанского района.
– Именно здесь сосредоточена значительная часть регионального валового продукта – около 40%, – отметил директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в страны АТР ДВФУ Александр Абрамов.
В то же время, отмечает ученый, если развивать только транспортную составляющую, вклад в экономику будет довольно скудным – валовой региональный продукт (ВРП) вырастет примерно на 5%.
– Однако если мы добавим к транспортно-логистической составляющей производство и оптовую торговлю, прирост ВРП при лучшем сценарии – до 34%. В этом случае Приморье сможет выйти на траекторию устойчивого роста экономики, – заключил Александр Абрамов.