Железная дорога готова увеличить объемы доставки рыбной продукции с Дальнего Востока, об этом сообщил в ходе круглого стола на IX Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко. Однако представители рыбной отрасли уверены, что для начала стоит ввести ассортиментное деление тарифов, тогда бы различная рыба перевозилась бы по разным тарифам. Об этом сообщает «Приморская газета».
Участники конгресса рыбаков в Приморье предложили ввести ответные санкции против Японии
Актуальность увеличения объемов перевозки морепродуктов подчеркнул Михаил Заиченко на Конгрессе рыбаков, открывшемся 4 сентября во Владивостоке. Такая задача обусловлена введением правительством РФ санкций на поставку европейских морепродуктов в нашу страну.
– Для нашего региона это, в первую очередь, актуально c запретом на ввоз скандинавской свежемороженой рыбы, – заметил руководитель ДВЖД. – Мы знаем, что замещение этих товаров будет осуществляться за счет увеличения добычи и перевозки морепродуктов с Дальнего Востока, на который приходится боле 84% морепродукции. Традиционно для перевозки дальневосточных продуктов используются рефрижераторные железнодорожные составы.
Так, по словам Михаила Михайловича, Дальневосточная железная дорога имеет в наличии 21 тысячу рефрижераторных вагонов, которые используют для перевозки рыбной продукции. С начала 2014 года объем погрузки рыбы в рефрижераторные и изотермические вагоны составил более 194,2 тысячи тонн, что на 12,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (январь-июль). 43% продукции отправляют на станции Московской железной дороги, 14% – на станции Свердловской железной дороги. Из Приморья ежегодно отправляют около 300 тыс. тонн рыбной продукции, остальные несколько десятков тысяч тонн приходятся на Хабаровский край и Сахалинскую область.
На дороге осуществляется погрузка скоропортящихся морепродуктов в ускоренные рефрижераторные поезда, скорость которых достигает 100 км/ч. «Холодные» составы позволяют доставить груз в западные субъекты страны в кратчайшие сроки – до 10 дней. Основные направления: Мыс Чуркин – Шушары, Мыс Чуркин – Орехово-Зуево, Мыс Чуркин – Ховрино, Мыс Чуркин – Вахитово, Мыс Чуркин – Селятино, Мыс Чуркин – Нара, Угольная – Селятино и др. Так, до станций Свердловской железной дороги груз идет около восьми суток.
Всего же возможности Дальневосточной железной дороги позволяют перевезти 1,4 млн тонн рыбы в год. Михаил Заиченко подчеркнул, что Трассибирская магистраль способна обеспечить перевозку таких объемов, проблемы есть на Байкало-Амурской магистрали, однако доля перевозки рыбы по ней мала в сравнении с потоком из Приморья.
Начальник ДВЖД постарался развенчать «миф» о том, что рыба дорожает из-за больших тарифов на перевозку по железной дороге. По его данным, доля тарифов в конечной цене составляет лишь несколько процентов. Михаил Заиченко отметил, что сегодня необходимо выявлять многочисленных посредников на пути рыбной продукции от рыбаков до прилавков, на долю которых приходится до 60% накрутки.
Помимо этого, положительным для отрасли начальник ДВЖД видит устранение дополнительных барьеров на санитарном контроле, из-за которых поезда с рыбой вынуждены стоять без движения несколько суток, переориентация рыбы на внутренний рынок, а также создание структуры на уровне администрации Приморья, которая позволит выявить всю цепочку посредников и максимально эффективно организовать доставку рыбы от производителя к потребителю.
Во время дискуссии генеральный директор компании «Южморрыбфлот» Александр Ефремов задал вопрос о пересмотре тарифов на перевозку. В частности, о методике расчета доли тарифа на перевозку рыбы в конечной цене на продукцию (предложили считать не для килограмма рыбы на прилавке, а для небольшой партии в несколько тонн, которые обычно и отправляют компании). Помимо этого, Александр Ефремов предложил ввести ассортиментное деление тарифов, когда бы различная рыба перевозилась бы по разным тарифам, как это, например, делается для разных видов руд. Обращение по изменению тарифов предложили передать в федеральную службу по тарифам.
Приморские рыбаки готовятся поставлять местную продукцию вместо импортной
Еще один вопрос круглого стола был связан с пополнением подвижного состава для перевозки все возрастающего объема рыбной продукции. Особенно это будет актуально в связи с планами по переориентации на внутренний рынок. Однако на это Михаил Заиченко отметил, что вагонов вполне достаточно, наблюдается даже переизбыток, на сегодняшний момент используется всего 6% подвижного состава, а при необходимости новые вагоны будут закуплены – сейчас это просто экономически не выгодно.
Кроме того, участники конгресса обсудили вопрос, связанный с перевозкой рыбных консервов в обыкновенных вагонах, а не в рефсекциях, как этого требуют «РЖД». Предприниматели считают, что качество консервов от этого не изменится, а их цена для потребителя в итоге будет меньше. Ранее руководитель агентства по рыболовству Сахалинской области Павел Колотушкин сообщил, что уже есть много лабораторных исследований, которые доказывают, что рыбная консервированная продукция, например, «лосось натуральный», может храниться в консерве три года, и эти же исследования показывают, что рыбные консервы можно доставлять на рынки европейской и центральной частей России в обыкновенных вагонах. Согласно исследованиям, качество продукции при этом не портится и не представляет угрозы для здоровья граждан.