Авиаперевозчики начнут продавать билеты, деньги за которые нельзя будет вернуть. Закон, предоставляющий потребителю право выбора возвратного или невозвратного тарифа при покупке авиабилета, принят в Госдуме. Впрочем, как потребителю узнать, какой билет он собирается приобрести, в нормативе не указано.
Мировая практика показывает, что невозвратные тарифы пользуются большим спросом у пассажиров. Стоят такие билеты дешевле, чем обычные. Единственный их минус: если человек передумал лететь, то деньги ему не вернут. Другое дело, если пассажир тяжело заболел или умер.
Теперь невозвратные билеты появятся и у российских перевозчиков. Документ о невозвратных тарифах принят в Госдуме во втором и третьем чтениях и вступит в силу через 60 дней после опубликования. Депутаты-инициаторы законопроекта уверены, что цены на такие билеты будут ниже хотя бы на 25% против обычных билетов. Выбирать, какой тариф приобрести, разумеется, будет пассажир. По задумке, можно будет купить возвратный билет, но дороже, или безвозвратный, но дешевле.
– Для любой авиакомпании очень важно сократить свои издержки, – объясняет «Приморской газете» руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Невозвратные тарифы как раз таки и помогут достичь этой цели. У перевозчика появится уверенность, что определенный рейс будет заполнен пассажирами с невозвратными билетами. При этом нивелируется риск того, что человек откажется от перевозки и компания понесет убытки. А значит, эти риски не будут закладываться в стоимость авиабилета. Появление невозвратных тарифов означает, что самые дешевые билеты компании смогут предложить еще дешевле.
По мнению директора департамента общественных связей авиакомпании «Аэрофлот» Андрея Согрина, невозвратные тарифы помогут сделать авиабилеты на 15-20% дешевле их первоначальной стоимости. Коснется ли система невозвратных тарифов билетов «туда-обратно» или будет распространяться только на билеты в один конец, неясно. В первом случае в билеты, как правило, уже заложена скидка, отметил господин Согрин. Но, скорее всего, невозвратные тарифы будут появляться в том случае, когда авиакомпания не сможет продать билеты дорого.
Тем не менее, обращают внимание юристы, нет никаких нормативных обязательств, которые вынуждали бы авиакомпании устанавливать цены ниже или делать невозвратными определенный процент билетов.
– Во-первых, нигде не прописано, что авиакомпании должны хоть на сколько-то снижать стоимость билетов, – заявила «Приморской газете» юрист Ольга Музыченко. – Ценообразование прописано в соответствующих приказах Минтранса, который никаких новых распоряжений на этот счет пока не делал. Во-вторых, не установлен процесс уведомления пассажиров о том, какой билет он покупает: возвратный или невозвратный. То есть запросто может оказаться, что человек купил невозвратный билет, даже не зная об этом. А перевозчик потом может заявить: мол, на сайте в определенном разделе информация была, но клиент до нее не «долистал».
По мнению экспертов, законопроект улучшит жизнь лишь самим авиакомпаниям.
– Риск убытков в случае отказа от билета сведен к минимуму, – продолжает Ольга. – Закон, по сути, расширяет перечень причин, по которым пассажир не может вернуть билет. Кстати, пассажир, по идее, должен уведомлять компанию об отказе от полета. Но как именно, опять же нигде четко не оговорено.
Тем не менее, приморцы в законопроект пока верят. А уж тем более те, кому часто по служебной необходимости приходится летать в Москву, например. К слову, стоимость билетов Владивостока в столицу страны в одну сторону варьируется от 8 до 18 тысяч рублей в экономическом классе. Перелет до Санкт-Петербурга обходится в 13-20 тысяч рублей. Даже перемещение на близкий Сахалин стоит 6-8 тысяч рублей. При этом средняя зарплата в регионе, по данным Приморскстата, составляет менее 30 тысяч рублей.
– Будем надеяться, что авиакомпании действительно снизят цены на перелеты, – говорит Дмитрий Романов, приморский бизнесмен. – Почему бы и нет? Раз их риски свели к минимуму, то можно пойти навстречу пассажирам. Во всяком случае, я уверен, что в первое время стоимость билетов снизится.