Патенты на описательные характеристики товарных знаков предлагают запретить

11.07.2014
16

Российскому бизнесу хотят запретить патентовать изображения товаров и описательные товарные знаки. Решение вызвано желанием прекратить неразбериху на рынке и возникновение лишних исков, а также стимулировать развитие конкуренции среди производителей. По мнению экспертов, такой шаг может повлечь только дополнительные издержки, вал некачественного товара в узнаваемой упаковке и увеличение цен, сообщает «Приморская газета».

Бизнесу могут запретить патентовать изображения товаров и описательные товарные знаки. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс разработает межведомственная рабочая группа, создать которую решили в Совете Федерации РФ.

ЦИТАТА
«В супермаркете ты спокойно «смахиваешь» в корзинку то, что тебе нравится. Весь смысл брендинга в том, чтобы потребитель на глаз определял, что ему нужно, а что нет»

Как сообщается в протоколе заседания совета по интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации, регистрация описательных товарных знаков (они содержат информацию о составе, месте производства и иных характеристиках товаров) и натуралистических изображений товаров отрицательно влияет на рынок, уточняют «Известия».

«Получив исключительное право на такой товарный знак, его владелец закрывает доступ товаров конкурента на рынок, изымает из оборота уже произведенный товар, добивается выплаты компенсации убытков, нанесенных пользователями знака», – цитирует издание текст протокола.

Для разрешения проблемы экспертами было решено доработать ст. 1483 Гражданского кодекса в части о том, что натуралистическое изображение товаров и описательные товарные знаки не могут являться основанием для получения различительной способности, а значит, и не подлежат защите.

Рынку необходим документ-регулятор авторских прав, утверждает президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев.

– Если регулятор исчезнет, можно ожидать вал некачественного товара в узнаваемой упаковке. Это запутает потребителя, – заявляет руководитель.

Упаковка – это лицо товара, напоминает господин Иванищев.

– В супермаркете ты спокойно «смахиваешь» в корзинку то, что тебе нравится. Не будет каждый вчитываться в штрих-коды, информацию о производителе и так далее. Это просто нереально. Весь смысл брендинга в том, чтобы потребитель на глаз определял, что ему нужно, а что нет. Покупателю, купившему продукт и обнаружившему дома, что внутри упаковки не то, что он хотел, деньги уже не вернет ни супермаркет, ни производитель, – утверждает президент ассоциации.

Вал некачественных продуктов появится стопроцентно, убежден спикер.

– Если у производителя будет возможность продавать напиток, похожий на «Кока-Колу», велика вероятность, что он так и сделает. И продаваться этот напиток будет лучше, чем просто какая-то жидкость, – заявляет Роман Иванищев.

Нововведение может заставить производителей провести ребрендинг, что повлечет дополнительные издержки, отмечает директор по стратегическому планированию фонда поддержки предпринимательства и стратегических инициатив Приморского края Павел Китаев.

– Не будет использован товарный запас, ведь те же этикетки, например, заказываются минимум на два месяца вперед, – заявляет он.

На развитии конкуренции в сфере предпринимательства в Приморье законопроект вряд ли отразится, уверен директор.

– Инициатива не сулит глобальных убытков, скорее, локальные неприятности: временные затраты у производителей и некоторую неразбериху в переходный период на рынке, – подчеркивает аналитик.

В реальной рыночной экономике базовые феномены – защита собственности, в частности интеллектуальной, и конкуренция зачастую противоречат друг другу, подчеркивает заместитель директора Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, кандидат экономических наук Михаил Сорокин.

– Особенностью нашей системы получения прав на товарные знаки является возможность регистрации прав для целей, не связанных с возмещением затрат. Зачастую товарные знаки регистрируются по принципу: кто раньше встал, у того и тапочки. А дальше происходит то, что происходит – гипертрофированные судебные разбирательства как способ конкурентной борьбы. Причем, кроме затрат времени, денег и интеллекта, такие тяжбы, как правило, ничего не приносят, – заявляет Михаил Сорокин.

По мнению ученого, большинство таких споров олицетворяют известную дилемму Холмса-Мориарти, когда ни одна из сторон не может одержать окончательную победу, ведь проигравший всегда может «слегка исправить» признаки товарного знака, чтобы исключить возможность идентификации.

– Самое интересное  для простого российского покупателя с его как сравнительно, так и абсолютно низкой потребительской культурой то, что все «ритуальные танцы» вокруг товарных знаков в большинстве случаев являются лишь разговорами о чем-то далеком и неизведанном. Кто из нас, купив макароны известной марки, пойдет жаловаться в Роспотребнадзор, когда, придя домой, обнаружит, что они – не те, что были когда-то раньше? Да практически никто! – отмечает кандидат экономических наук Сорокин.

Тем не менее предлагаемые поправки о запрете патента на товарные знаки могут поставить предпринимательские структуры в неравное положение, уверен собеседник.

– Структуры, ранее зарегистрировавшие свое исключительное право на товарные знаки, окажутся в худшем положении – ведь они уже понесли затраты. С другой стороны, предприниматели будут вынуждены искать иные способы защиты интеллектуальной собственности, что может негативно сказаться на потребительских ценах, – замечает эксперт.

Популярное