Второй этап «реформы ОСАГО» уже реализуется: законопроект по индивидуализации «автогражданки» правительство страны внесло в Госдуму. Депутаты смогут рассмотреть его в осеннюю сессию. Согласно документу, изменения позволят отойти от существующей жесткой системы формирования стоимости полисов ОСАГО. Так, территориальный коэффициент (ТК) отменят с 1 января 2020 года, а коэффициент мощности (КМ) — с 1 октября 2020 года. Вместо них будут последовательно введены коэффициенты, которые учитывают стиль вождения автомобилистов и соблюдение ими ПДД. Таким образом, у страховщиков будет возможность устанавливать персонализированные цены для водителей. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на пресс-службу информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Второй этап предполагает еще большее изменение конфигурации тарифа. Ожидается, что тарифный коридор расширят еще сильнее — сначала на 40%, а затем на 30% в обе стороны. Одновременно с этим будут последовательно исключены территориальный коэффициент (ТК) и коэффициент мощности (КМ). Взамен будет введен новый коэффициент, отражающий соблюдение ПДД.
По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, цена полиса станет справедливой, а значит, хорошие водители будут платить меньше в соответствии со своими водительскими качествами и со своей историей, а «плохие» водители сами будут расплачиваться по своим счетам перед страховыми компаниями.
Кроме того, предлагается повысить страховую сумму за вред жизни и здоровью в ОСАГО с 500 тыс. руб. до 2 млн руб. Это позволит в индивидуальном порядке подходить к установлению тарифов и обеспечит справедливые цены для каждого водителя.
Первый этап реформы ОСАГО был запущен 9 января 2019 года. Тогда был расширен тарифный коридор на 20% вверх и вниз, коэффициент возраста и стажа (КВС) стал учитывать 58 ступеней градации вместо четырех, а коэффициент бонус-малус (КБМ) начал определяться раз в год и стал единым для всех машин одного водителя.
Успешность реформы подтверждают результаты многочисленных исследований, проведённых научными институтами и исследовательскими холдингами.
Во-первых, такая модель успешно работает за рубежом: в странах, где ОСАГО было реформировано, водители уже привыкли получать персонализированные цены на автогражданку, а тарифы от этого только опустились вниз. Такая динамика была зафиксирована в Германии, Швейцарии, Франции, Хорватии, Польше, Китае.
Во-вторых, как подтверждают соцопросы, автомобилисты благоприятно настроены по отношению к реформе и сами с нетерпением ждут изменений. По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в декабре прошлого года, 83% автовладельцев поддерживает идею индивидуализации ОСАГО. По результатам исследования Финансового университета, проведенного в этом году, число тех, кто ожидает реформу, выросло до 87%.
Как отмечают эксперты, это неудивительно: если проект будет утверждён и грамотно реализован, появится закон, облегчающий жизнь наиболее активному классу граждан — автомобилистам.
— Для того, чтобы закон работал, а не стал одной из многих хороших, но нереализованных задумок, необходимо провести огромную работу, — сказал руководитель проекта АвтоАвто.ру. Константин Абдуллаев. — Нужно увеличить количество фото- и видеофиксирующих приборов на дорогах, совместить огромные базы данных ГИБДД и страховых компаний, структурировать подходы к определению нарушителей и дать однозначно читаемые рекомендации для страховщиков, чтобы исключить создание обходных и откровенно мошеннических схем.
Кроме того, в проработке нуждается алгоритм установки и применения телематических устройств для фиксации характера вождения и получения скидки на ОСАГО, право на использование которых предусматривает законопроект. В ряде стран, где индивидуализация ОСАГО уже произошла (например, в Германии), такие средства уже успешно применяются при расчёте тарифа.