Об ударных темпах развития экономики Китая в конце ХХ века и начале XXI не писал только ленивый. Во все учебники экономики даже вошел такой термин, как «китайское экономическое чудо». Анализу причин такого быстрого развития посвящен не один трактат. Но читать — одно дело, а увидеть самим — другое. Огромные города, сияющие небоскребы и древние памятники — современный Китай поражает и восхищает. Здесь умеют работать и прекрасно понимают, ради чего это делают. Последние годы Китай начал привлекать в свою экономику молодых перспективных специалистов в различных сферах деятельности. В каждой провинции идет массовое строительство жилых кварталов, дорог, промышленных зон. Но самый амбиционный проект сейчас реализуется в провинции Шаньдун, сообщает «Приморская газета».
Ключевые проекты
Шанхайская организация сотрудничества (или, как ее чаще называют, ШОС) в последние годы стала одной из ведущих международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона. У истоков ее создания в 2001 году стояли Россия, Казахстан, Китай, Таджикистан и Узбекистан. Кроме выполнения традиционных для любой международной организации миссий (противодействие терроризму, сепаратизму, борьба с наркотрафиком и так далее), ШОС стремится «содействовать всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов». Иначе говоря, все страны-участницы помогают друг другу выстраивать партнерские отношения в экономике, транспортной сфере, образовании и культурной деятельности.
С 2015 года в состав ШОС входят восемь государств-членов. На статус наблюдателя претендуют Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Азербайджан, Армения, Сирия, Камбоджа.
Статус «партнера по диалогу ШОС» имеет Турция. Изъявили желание стать партнером ШОС также Украина, Мальдивские острова, Египет, Катар, Израиль.
Уже имеют статус страны-наблюдателя Монголия, Иран, Афганистан и Белоруссия.
По статистическим данным, совокупный валовой внутренний продукт государств — членов ШОС достиг в 2016 году $15,24 трлн. Это 20,09% от общемирового показателя (для сравнения: в США — $18,62 трлн, в ЕС — $16,49 трлн).
Как отметил в интервью китайской Медиакорпорации президент РФ Владимир Путин, на страны ШОС приходится четверть мирового ВВП, 43% населения и 23% территории планеты.
Казалось бы, какое отношение к ШОС имеет Шаньдун, если учесть, что непосредственно Шанхай расположен южнее, а штаб-квартира организации находится в Пекине? Оказывается, самое прямое. В 2018 году на саммите ШОС, который проходил в крупнейшем порте провинции Шаньдун Циндао, генеральный секретарь Си Цзиньпин обозначил именно этот город как центр регионального торгово-экономического сотрудничества.
Экономика как градообразующий фактор
Циндао — один из крупнейших городов провинции Шаньдун, земля магнолий и моря. Сегодня этот порт становится родиной современного внутрикитайского экономического чуда. Рядом с ним на специально выделенном участке располагается зона регионального торгово-экономического партнерства.
Ранее пустовавшие земли теперь активно застраиваются: здесь работают и создаются новые и новые предприятия в таких областях, как производство оборудования, искусственного интеллекта, электронная коммерция, логистика и другие. Общий объем капиталовложений в проект составил порядка 43,7 млрд юаней или 6,4 млрд долларов. Площадь только центральной части многофункционального объекта равна 61,1 кв. км.
Строительство ведется в рамках заданной экономической стратегии «Один пояс — один путь». Ее реализация направлена на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки. Именно эта сеть будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем.
Место для зоны, которая пока является пилотной, выбрано не случайно — транспортный узел Циндао уже сейчас связывает воедино сухопутные, морские и воздушные пути. Товары из провинции Шаньдун отправляются во все уголки мира именно отсюда. А железнодорожные пути ведут из этого самого восточного города Китая в самое западное государство Евразии — Португалию.
Новый железнодорожный вокзал позволит протянуть еще 15 высокоскоростных линий во все части страны. В планах строительство нового ультрасовременного аэропорта, пропускная способность которого составит 55 млрд человек. А в морском порту Циндао уже создан новый центр интермодальных перевозок (это смешанные перевозки «от двери до двери» с использованием нескольких видов транспорта, подготавливаемые и выполняемые под единым руководством из одного центра).
Свои предприятия в пилотной зоне планируют открыть компании из Германии и США.
— Экологическая концепция нашей зоны опирается на древнее китайское выражение: «Чистая вода и зеленая гора — это гора золота и серебра». Это говорит о том, что мы разработали систему очистки стоков, в которой применяется технология разделения дождевых и сточных вод. Кроме того, мы очень тщательно отслеживаем воздействие промышленности на жилые кварталы с тем, чтобы не допустить негативного эффекта, — говорит секретарь горкома Китайской коммунистической партии Циндао Янь Цицзюнь.
Всего в зоне будет работать 26 объектов. Например, компания RubberValley из Циндао построит в зоне центр трансформации технологий и центр торгово-экономического сотрудничества между странами ШОС.
Из банкротов — в мировые лидеры
Еще в 80-е годы ХХ века завод по производству холодильников Циндао находился на грани банкротства. Огромные долги, отсутствие эффективного управления, обветшалое здание — казалось, что вдохнуть вторую жизнь в предприятие невозможно. Но уже через несколько лет ситуация изменилась. Сейчас компания Haier (такое название получил завод холодильников после смены руководства) — лидер по производству бытовой техники.
На российском рынке самые популярные товары — холодильники, кондиционеры и стиральные машины. Хотя линейка продукции компании включает более 15 000 моделей. Это LCD-телевизоры, ноутбуки, смартфоны, посудомоечные машины, микроволновые печи и многое другое. По данным за 2012 год, Haier принадлежит 8,6% мирового рынка бытовой техники, и эта цифра неуклонно продолжает расти. А каждые четыре минуты в мире продается один кондиционер фирмы.
Итак, в чем же секрет такого экономического чуда? Для этого надо вернуться в прошлое, в 20-е года прошлого века.
Тогда в Циндао для поддержания внутреннего рынка сбыта был создан завод холодильников. Традиционно после революции 1949 года предприятие было национализировано. Постепенно спрос на продукцию падал, накапливался процент брака, покупатели все чаще стали возвращать товар или требовать денег. Рабочие утрачивали мотивацию и зачастую приходили на предприятие, как рассказывают «хранители истории», поспать. Но в 1984 году правительство Циндао назначило на пост управляющего заводом молодого чиновника Чжан Жуйминя.
В своем стремлении реформировать предприятие новый директор решил опираться на передовые методы — немецкие. Компания заключила договор о сотрудничестве с компанией Liebherr. Китайские инженеры отправились на переподготовку. Но настоящая революция на заводе произошла в 1985 году. Тогда новый директор лично разбил 76 бракованных холодильников.
— В нашем музее хранится тот самый молот, которым господин Чжан уничтожил ненадлежащий товар. Один из покупателей вернул некачественный холодильник лично директору. И наш руководитель повел клиента на склад, чтобы подыскать замену. Как оказалось, каждый пятый холодильник был неисправен. И тогда директор принял решение уничтожить плохой товар. Испуганным рабочим, которые боялись нанести вред имуществу компании, он сказал, что, выпуская такую продукцию, они наносят больший ущерб предприятию, чем сейчас, — говорит сотрудник музея компании Haier.
Кстати, больше бракованного товара компания не выпускала. А сотрудничество с немецкими производителями отразилось в высочайшем качестве продукции и педантичной точности исполнения. И нашло выражение в забавном символе Haier — двух братьях, белокуром немце и темноволосом китайце.
Да и своим названием бренд Haier обязан германским партнерам. Имя родилось из двух последних слогов от китайского варианта Liebherr (произносилось как «li-bo-hai-er»). На сегодня у HaierGroup 29 производственных баз и 16 промышленных парков в Европе, США, Азии, на Ближнем Востоке и в Африке.