Обойдемся без суда

21.10.2014
116

У страховых компаний появились единые правила осмотра и оценки автомобиля после ДТП. Соответствующий документ, утвержденный Центробанком, вступил в силу 17 октября. Отметим, что раньше страховщики рассчитывали ущерб по своим методикам, при этом суммы компенсаций не всегда совпадали с ожиданиями автомобилистов. С появлением единого, обязательного для применения документа количество разногласий у страховщиков и автовладельцев должно уменьшиться, считают эксперты.

На прошлой неделе заработал документ, который содержит правила осмотра и оценки автомобиля после ДТП. Теперь эксперты смогут определить тип повреждения, оценить повреждения кузова, лакокрасочного покрытия, руководствуясь единой методикой. Кроме того, документ содержит конкретную формулу определения цены автомобиля до аварии и стоимость восстановительных работ. В методике детально прописана процедура установления наличия и характера повреждений автомобиля. Причем для экспертной оценки стало необязательно лично осматривать автомобиль. В некоторых случаях, когда осмотр невозможен, повреждения могут устанавливаться на основании специальных документов с приложением фото- или видеоматериалов.

Кроме того, в единой методике прописаны правила расчета расходов на материалы, запчасти, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом. Как следует из документа, стоимость восстановительного ремонта определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене. Устанавливается и размер статистической погрешности при расчетах – 10%. Также в случае полного разрушения транспортного средства предусмотрен и порядок расчета стоимости годных остатков, которые можно демонтировать и реализовать страховщикам.

Единая методика стала обязательна в применении для страховщиков, независимых и судебных экспертов. Чтобы облегчить внедрение методики, в ближайшее время ее зарегистрируют в Роспатенте и передадут поставщикам программного обеспечения, которые разработают новую программу для расчета стоимости восстановительного ремонта.

До вступления в силу единой методики оценщики пользовались собственными расчетами для определения суммы выплаты застрахованному лицу. Такой подход приводил к спорным ситуациям и, как правило, разбирательствам в судах, поскольку автовладельцев зачастую не устраивала сумма компенсации.

По мнению президента «Российского союза автостраховщиков» (РСА) Павла Бунина, вступление в силу единой методики позволит существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО.

– Мы надеемся, что в скором времени основная причина возникновения споров в части выплат по ОСАГО будет урегулирована, а потерпевшие смогут получать однозначно определяемую сумму возмещения, справедливо рассчитанную в соответствии с законом, – заявил «Приморской газете» Павел Бунин. – Отмечу, что справочники, утвержденные Президиумом РСА, также содержат исчерпывающую информацию о стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ – всего более 80 млн позиций по наиболее распространенным маркам и моделям транспортных средств в разрезе 12 экономических районов.

Собеседник уточнил, что внедрение единых подходов займет некоторое время.

По словам приморских экспертов, страховое сообщество более десяти лет ждало единый, обязательный для использования документ.  

– Подавляющее число судебных разбирательств между автовладельцами и страховщиками возникало как раз из-за существования нескольких методик определения стоимости восстановительных работ, запасных частей, расходных материалов, – заявил «Приморской газете» территориальный директор ОАО «СОГАЗ» по Дальнему Востоку Сергей Мезенин. – Как следствие, разница в оценке по одному и тому же ДТП для транспортного средства могла отличаться, причем существенно. В единой методике определены правила осмотра всех частей автомобиля. Поэтому с вступлением в силу документа, которое страховое сообщество ждало более десяти лет, судебных споров наверняка станет заметно меньше, и взаимоотношения между страховщиком и клиентами страховых компаний приобретут цивилизованный и более понятный вид.

Популярное