Пассажиры без багажа смогут купить авиабилет дешевле. Кроме того, снизить стоимость полета можно будет за счет отказа от питания в самолете. Возможность сэкономить у пассажира появится в соответствии с рассматриваемым в Госдуме законопроектом. Нововведение поспособствует массовому появлению лоукостеров на российском авиационном рынке, прогнозируют эксперты.
Законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа» находится на рассмотрении в Государственной думе. Внести изменения предлагается в статью 103, где прописываются основные положения договора воздушной перевозки пассажира, пассажирского груза и почты. Согласно предложенному законопроекту пассажиру авиарейса разрешат отказаться от возможности бесплатного провоза багажа и сэкономить таким образом на билете. Багаж при его наличии можно будет оплатить отдельно.
Норму бесплатного перевоза багажа законодатели предлагают фиксировать и установить на уровне не менее двух мест или десяти килограмм багажа. При желании килограммы и места можно будет комбинировать для создания наиболее удобного варианта перевозки.
Реализация законопроекта создает условия для открытия в стране сегмента низкобюджетных («low cost») авиакомпаний, а также позволяет авиакомпании формировать более широкую линейку тарифов по перевозке пассажиров за счет предложенных условий, утверждают в пояснительной записке законодатели.
Поправки в законодательство позволят сформировать на российском рынке сегмент малобюджетных авиаперевозок, соглашаются эксперты. Лоукостеры сделают доступными перелеты для тех, кто сегодня практически не пользуется услугами авиакомпаний из-за дороговизны.
– Билеты на первый российский лоукостер «Добролет» поступили в продажу 26 мая 2014 года, – заявил «Приморской газете» директор департамента общественных связей авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Согрин. – Менее чем за неделю было продано более 14 тыс. билетов. Ажиотажный спрос показывает востребованность такого сегмента, как лоукост. Цена билета здесь ниже в среднем на 20%, а при наличии аэропорта с дешевым обслуживанием, – и на все 40%, чем на обычный рейс в экономклассе.
По словам Андрея Согрина, для того чтобы авиакомпании в России массово запустили лоукостеры, необходимо отменить устаревшие законодательные нормы.
– Уже приняты законопроекты про «невозвратные» билеты и дана возможность нанимать иностранных пилотов, – говорит собеседник. – Дальнейший пункт – отмена обязательного провоза бесплатного багажа. Кроме того, для лоукостеров необходимы отдельные аэропорты с более дешевым обслуживанием. Такой аэропорт, например, сейчас реконструируется в Раменском под Москвой, и мы рассчитываем, что «Добролет» спустя какое-то время будет летать оттуда.
В случае принятия законопроекта «О внесении изменений в Воздушный кодекс» пассажиры смогут сами выбирать: либо платить за полный сервис, либо экономить, считает глава аналитической службы информационного портала НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев.
– Сегодня на мировом рынке авиаперевозок сохраняется острая конкуренция, заставляющая перевозчиков предлагать как максимально доступные услуги, так и сервис премиального уровня, – заявил аналитик «Приморской газете». – И если со вторым у отечественных авиакомпаний проблем не было – законодательство не ограничивало авиакомпании в щедрости, то с первым ситуация была хуже. Большинство дополнительных услуг и сервисов включены в стоимость перелета, и отказаться от них по своей инициативе авиакомпании не могли. Теперь перевозчики смогут самостоятельно устанавливать правила применения тарифов, в том числе включать в тариф перевозку багажа либо «выносить ее за скобки».
По словам аналитика, нововведение отвечает требованиям мировой практики.
– Изменения в законопроекте – это одна из мер, которые поручил принять Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в целях снижения стоимости перевозок на внутренних линиях. Дорожной картой Минтранспорта РФ в 2014 году предусмотрено создание двух низкобюджетных перевозчиков, – заявил собеседник. – Хотя и сейчас авиакомпании конкурируют по цене, не позиционируя себя и свои услуги как low-cost. Так, у авиакомпании «Трансаэро» уже есть класс обслуживания «дисконт», который предусматривает сокращенный перечень услуг при минимальной цене. Аналогично и авиакомпания «ЮТэйр» запустила полеты по ряду направлений, на которых тарифы гораздо ниже относительно среднерыночных.