Главной проблемой проекта по созданию судостроительного кластера в Приморье признан дефицит кадров, для привлечения которых в первую очередь нужно строить жилье. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам совещания в крае. Уже в ближайшие три года необходимо обеспечить квартирами 2,5 тыс. человек, а до 2025 года требуется найти для предприятия и обеспечить крышей над головой 10 тыс. специалистов. Эксперты полагают, что без иностранных судостроителей, хотя бы на начальном этапе, обойтись не удастся. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт газеты «Коммерсантъ».
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин провел в Большом Камне на заводе «Звезда» закрытое совещание, посвященное выполнению указа Президента РФ «О развитии судостроения на Дальнем Востоке», а также реализации проекта «Создание судостроительного комплекса «Звезда»». Основное внимание на совещании было уделено тому, как обеспечить предприятие квалифицированными кадрами.
– Сочетание частного государственного партнерства, гражданского судостроения и военного кораблестроения – это две ноги, на которых может устойчиво стоять завод, выполняя гражданские и военно-оборонные заказы, – сказал господин Рогозин на пресс-конференции по итогам совещания. – Главная проблема – это люди. Станки можно купить, завезти, а вот необходимых в кораблестроении людей на Дальнем Востоке не хватает. Если говорить о планах развития предприятия до 2025 года, то нам потребуется дополнительно около 10 тыс. рабочих. Их необходимо будет воспитать из местных кадров и пригласить профессионалов, обеспечив их жильем.
Вице-премьер выразил уверенность, что заработная плата на суперверфи «будет довольно-таки высокая, выше, чем в целом по краю, и в этом плане мотивация существует – люди будут приезжать из других регионов, из европейской части России».
– Думаю, приедет какая-то часть крымчан – там судостроительное производство довольно-таки развито, –отметил господин Рогозин. – С учетом ситуации на Украине можно ожидать большой приток рабочих и квалифицированных специалистов из Николаевской области – там огромные верфи, которые сейчас стоят без всяких заказов. А нам эти люди нужны. Они очень легко адаптируются к новым условиям. Сейчас есть все решения по приобретению гражданства. С другой стороны, в самом Приморском крае резервы не исчерпаны. Главное – где жить? Город с этим статусом ЗАТО всегда был под таким «виртуальным забором». А необходимо реальное жилье, которое надо построить довольно-таки быстро. Это основная проблема, на нее мы обратим самое пристальное внимание.
Уже в ближайшие три года требуется возвести жилье для 2,5 тыс. судостроителей. На первом этапе новые дома решено строить в непосредственной близости от завода «Звезда». В дальнейшем для работников предприятия будет строиться новый микрорайон в Большом Камне.
Финансирование строительства жилья обеспечат участники проекта. А вот социальную инфраструктуру – детсады, школы и поликлиники – региональные власти.
Глава региона Владимир Миклушевский, который также прилетел в Большой Камень, сказал, что власти хотят использовать возможности, которые откроются для большекаменцев, жителей Шкотовского района, Владивостока.
– Мы планируем открыть морское сообщение между Владивостоком и Большим Камнем, чтобы людям было удобнее добираться на работу, – подчеркнул господин Миклушеский. – То, что корабелов нет – не беда. Есть учебные заведения, в которых можно поменять и повысить квалификацию. Это филиал ДВФУ в Большом Камне, это судостроительный техникум, который находится во Владивостоке.
Так, глава региона отметил, что на заводе «Звезда» будет создан свой учебный центр. Речь идет о дуальном обучении, когда люди в учебных классах будут получать теоретические знания, а на заводе — практические, используя современные аппараты.
В Приморском крае два вуза готовят специалистов для судостроения. В 2015 году около десятка человек выпустит Морской государственный университет и 77 специалистов – Дальневосточный федеральный университет.
– Сейчас на всех курсах ДВФУ судостроению обучаются 199 бакалавров и 42 магистра, – заявил директор научно-образовательного центра «Судостроение и морская техника» ДВФУ Денис Саланин. – Университет способен увеличить выпуск специалистов в два раза при сохранении и развитии поддержки со стороны предприятий судостроительной отрасли.