Центробанк разрешил банкам отказывать в обслуживании тем гражданам, чьего паспорта нет в базе миграционной службы (ФМС). При этом, говорят банкиры, сама база «работает нестабильно», а информация «достаточно низкого качества».
В марте вступило в силу указание Центробанка, изменяющее Положение Банка России от 19.08.2004 № 262-П. В соответствии с изменениями банки обязаны проверять на подлинность паспорта клиентов, используя для этого сервис на сайте ФМС. Требование касается любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты и денежные переводы (на сумму более 15 тыс. рублей в обоих случаях).
Начав исполнять указания ЦБ, банки столкнулись с рядом проблем. Поэтому Ассоциация российских банков (АРБ) попросила регулятора разъяснить, как работать в сложившейся ситуации. Официальная позиция ЦБ была изложена в письме департамента финансового мониторинга и валютного контроля (опубликовано на сайте АРБ).
В письме говорится, что если при запросе о действительности паспорта физлица кредитная организация получает ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится», банк «может отказать такому лицу в приеме на обслуживание». Если при проверке получен ответ о недействительности паспорта, то «кредитной организации следует отказать такому лицу в приеме на обслуживание».
При этом отсутствие информации о паспорте в базе данных ФМС вовсе не означает, что паспорт недействителен.
«Такой ответ дается в случае, если информация о выданном паспорте не поступила из соответствующего территориального органа, или же запись о паспорте проходит тестирование в программном комплексе базы, – говорится на сайте ФМС России.
Кроме того, уточнил президент АРБ Гарегин Тосунян в письме к зампреду Центробанка, перегруженность сайта ФМС России и технические неполадки подчас не позволяют осуществить проверку действительности паспорта в течение нескольких дней. При этом «информация, предоставляемая на сайте ФМС России, достаточно низкого качества».
По словам начальника отдела открытия счетов СБ Банка Ирины Войтенко, сейчас один подлинный паспорт из 10 получает формулировку «в электронных учетах ФМС в настоящее время не значится».
– Пример: индивидуальный предприниматель обратился в банк в целях открытия счета. В результате проверки паспорта через ресурс ФМС выяснилась информация о запрашиваемом паспорте: «в электронных учетах ФМС в настоящее время не значится». Мы вынуждены просить клиента обратиться в территориальное подразделение ФМС за подтверждением, – цитируют «Известия» собеседницу. – Понятно, что у клиента сразу же возникает аргумент: как это может быть, ведь по этому паспорту были оформлены водительские права (больничный, куплены билеты на самолет, оформлены субсидии и т. д.)? В результате у клиента формируется негативное отношение к банку.
К счастью, ЦБ разрешил банкам наладить получение информации о паспортах не через сайт ФМС, а через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая создана в рамках закона о госуслугах. К ней, по данным АРБ, подключено 90% банков и ФМС. Такой системой уже пользуются некоторые кредитные организации.
– Автоматизированная банковская система (АБС), с которой работают сотрудники ВТБ24, «привязана» как к сайту ФМС, так и к НБКИ (Национальное бюро кредитных историй. – «ПГ») через систему электронного взаимодействия, – заявила «Приморской газете» пресс-секретарь ВТБ24 по Дальневосточному федеральному округу Олеся Косцинская. – При обращении в банк данные паспорта клиента в обязательном порядке проверяются АБС. Таким образом, у сотрудников банка нет необходимости дополнительно проверять данные клиента на сайте ФМС. В случае если система выдает сообщение о недействительности паспорта, мы просим клиента предоставить документальное подтверждение того, что документ действителен.
По словам собеседницы, также сотрудники банка используют иные способы проверки действительности документов. Например, проверка паспорта в лучах ультрафиолета.