Ассоциация судостроителей и судоремонтников России предложила отменить НДС и таможенную пошлину для отечественных судоремонтных предприятий, а также для судов, желающих ремонтироваться в нашей стране. Из-за высокого уровня налогообложения российские предприятия неконкурентоспособны на мировом рынке, уверены члены ассоциации. Впрочем, эксперты уверены, что даже если правительство и откликнется на данное предложение, на Приморье это никак не отразится.
В Министерство промышленности РФ и Совет безопасности РФ поступило обращение ассоциации судостроителей и судоремонтников России (копия есть в редакции). Как стало известно «Приморской газете», специалисты отрасли требуют отменить обложение НДС и таможенной пошлиной рыболовных судов, которые хотели бы зайти на территорию России для ремонта и модернизации. В обращении к правительству РФ ассоциация рекомендовала разрешить получение квот на добычу морских биоресурсов только отечественным судам, при условии ввоза улова именно на берега России. И лишь потом экспортировать продукты в страны мира.
– Судоремонтная отрасль в России находится на пороге вымирания: более 90% судов ремонтируется за пределами нашей страны, – заявил «Приморской газете» член ассоциации судостроителей России Илья Вайсман. – Большинство отечественных заводов уже обанкротилось, оставшаяся малая часть испытывает все муки процедур банкротства. Та же ситуация и с судостроительной отраслью – выживаем за счет госзаказов.
Проблема, по мнению Ильи Вайсмана, заключается в неконкурентоспособности России на мировом рынке. Сегодня ценовая политика отечественных и зарубежных строительных и ремонтных заводов разнится на 23-25% не в нашу пользу. Такая разница в цене получается именно из-за высоких налогов на добавленную стоимость и таможенной пошлины.
– Если в России отменят НДС и таможенную пошлину, то мы сравняемся с конкурирующими странами в ценовой политике и выйдем на мировой рынок судостроения и судоремонта, – акцентировал Илья Вайсман.
В Министерстве промышленности России, в связи с полученным посланием ассоциации судостроителей, посоветовали самостоятельно разработать законопроект с последующим вынесением на рассмотрение Госдумы и главы государства.
– Мы отправили в Совет Федерации обращение с предложением создать рабочую группу по формированию законопроекта об отмене пошлины и НДС для рыбопромысловой отрасли, – сообщил Илья Вайсман. – В состав рабочей группы войдут эксперты соответствующих институтов, члены ассоциаций по судоремонту и судостроительству, депутаты Госдумы, представители Минэкономики, Минфина, Минпромторга.
Как отметил собеседник, рабочей группе понадобится месяц для подготовки законодательной инициативы, после чего она отправится на рассмотрение в Госдуму.
Представители судоремонтной отрасли в Приморье согласны: мировой бизнес не готов нести многомиллионные затраты на обслуживание на территории России, пока существуют более дешевые варианты. Отмена НДС и таможенной пошлины для отрасли судоремонта стала бы весомой помощью отечественной экономике.
– В 90-х была возможность ремонтировать судно в порту, не платя НДС, – заявил «Приморской газете» генеральный директор славянского судоремонтного завода Андрей Якимчук. – В наш порт заходили и китайские, и корейские суда. Я уверен, что отмена НДС для отечественной судоремонтной отрасли привлечет большое количество судов, что положительно скажется и на развитии предприятий, и на экономике.
При соблюдении предложенных условий, отмечают эксперты, продукция судостроительного завода «Звезда», на базе которого в Большом Камне идет строительство суперверфи, в любом случае будет конкурентоспособной на мировом рынке.
– По моим данным, на базе завода будет создана особая экономическая зона (ОЭЗ). Получив статус ОЭЗ, верфь, помимо современного оборудования, сможет рассчитывать и на дополнительные налоговые привилегии, – отметил Илья Вайсман. – «Звезда» не будет облагаться НДС, соответственно, спрос на мировом рынке предприятию будет обеспечен.
Между тем эксперты утверждают, что в Приморье гражданский судоремонт «вымер» еще пять лет назад. Сейчас в приоритете для оставшихся судоремонтных заводов модернизация и сотрудничество с военно-морским флотом, заявил «Приморской газете» заместитель директора по технологическому развитию «Дальзавода» Виктор Кабанов.
– Качественный и недорогой гражданский судоремонт в Приморье провести уже невозможно, – считает эксперт. – Львиная доля рыболовных компаний отправляет свои корабли на ремонт в Китай и Корею. Федерация не в силах бороться с такой конкуренцией, разве что работать себе в убыток. Поэтому государственные власти предпочли развивать судоремонт военных кораблей.
По мнению Виктора Кабанова, законопроект российских ассоциаций ремонта и строительства гражданских судов не отразится на развитии соответствующей приморской инфраструктуры. В остальном государство без вмешательства в федеральное законодательство уже дало толчок модернизации и возрождению ряда краевых профильных заводов.