Ущерб оценят на ходу

02.09.2014
22

1 сентября вступил в силу целый ряд поправок в закон об ОСАГО. Изменятся, в частности, сроки урегулирования страхового случая – до 20 дней вместо 30, как было ранее. Кроме того, теперь граждане смогут не дожидаться ГИБДД, если ущерб не превышает 50 тыс. руб. Нововведения могут ощутимо облегчить жизнь автомобилистов, уверены эксперты.

В июле 2014 года были официально опубликованы и вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Изменения вводились в рамках реформирования главного страхового закона автомобилистов, чтобы привести закон в соответствие с сегодняшними реалиями, в основном это касалось выплат. Поправки вступали в силу по частям. Так, со 2 августа 2014 года изменились правила применения европротокола – оформления мелких ДТП без участия ГИБДД. Теперь, оформив бумаги, можно уезжать с места происшествия, если ущерб в ДТП составил не более 50 тысяч рублей (ранее – не более 25 тысяч).

Вчера, 1 сентября, в силу вступил так называемый второй пакет поправок. В частности, решена проблема возмещения убытков по договорам, которые были заключены не с компанией напрямую, а через агентов или брокеров. Нередки ситуации, когда страховщики отказывали в выплате, если посредник, к примеру, не передал в компанию страховую премию (или передал не в срок). Теперь страховые компании не вправе отказать потерпевшему, используя такую мотивировку.

Кроме того, сократился срок урегулирования страховых случаев с 30 до 20 дней. Время отсчитывается с момента получения страховой компанией полного пакета документов от потерпевшего. Если документы направлены страховщику в электронном виде, у компании есть еще три дня на их проверку.

За неисполнение страховыми компаниями своих обязательств с 1 сентября предусмотрены более жесткие санкции. Так, за каждый день просрочки выплаты организация будет платить неустойку в размере 1% от суммы выплаты. В законе прописано, что по истечении отпущенного срока страховщик обязан выдать гражданину деньги, направление на ремонт или отказать (указав мотивацию) в возмещении убытков. За непредоставление мотивированного отказа действует отдельная санкция – 0,05% от страховой суммы в день.

Добавим, что и страховщики в рамках реформы попытались обезопасить себя от судебных исков со стороны недовольных автовладельцев. Например, теперь оговорено, что общий размер санкций за нарушение установленных сроков рассмотрения убытка с 1 сентября не может превышать размер страховой суммы. Кроме того, водители при возникших претензиях к страховой компании теперь не имеют права сразу обращаться в суд: вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения споров. В случае если потерпевший недоволен работой страховщика, он должен направить в компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в пятидневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд оставит дело без рассмотрения.

В следующем месяце ожидается увеличение размера страховых выплат. С 1 октября 2014 года за поврежденные автомобили будут выплачивать до 400 тыс. руб. вместо 120 тыс. руб. Вместе с этим страховщики получат право увеличить тарифы – по информации «Коммерсанта», примерно на 25%. С 1 апреля 2015 года планку компенсации жизни и здоровья поднимут со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Цены на полис вырастут снова, но насколько, пока неизвестно. Страховые компании просят ЦБ поднять ставку базового тарифа на 40-70%, мегарегулятор же пока не видит для этого оснований. По данным «Коммерсанта», во второй половине сентября должна состояться очередная встреча представителей страховых компаний и Центробанка.

По мнению руководителя Приморской ассоциации транспортных компаний Игоря Кравцова, реформа ощутимо облегчит жизнь автомобилистов и сократит количество пробок, которые возникают из-за ожидания попавших в ДТП автовладельцев сотрудников ГИБДД.

– У нас много мелких ДТП, в которых автомобилисты из-за каждой мелкой царапины собирают километровые пробки, – заявил «Приморской газете» собеседник. – Теперь этого можно будет избежать. Кроме того, расширение европротокола придется весьма кстати. На сегодняшний день 25 тысяч не хватает:  замена лючка бензобака на том же автобусе обходится куда дороже.  

Впрочем, есть и другая сторона медали. Повышение выплат неизбежно приведет к увеличению страхового тарифа.

– Финансовое обременение будет несоразмерным, – уверен заместитель председателя общества защиты автомобилистов Константин Шатоба. – Автомобилистам, которые редко становятся участниками ДТП, повышение цен не понравится.

Популярное