Минэнерго предлагает снизить таможенные пошлины на бензин, а также акцизы на нефтепродукты с целью сокращения последствий налоговых реформ для нефтяной отрасли. Министр энергетики РФ Александр Новак отправил соответствующие предложения вице-премьеру по ТЭКу Аркадию Дворковичу.
Инициировать изменения в налоговое законодательство Минэнерго РФ побудили обращения нефтяных компаний. Многие из них озабочены предстоящим повышением таможенных пошлин на мазут и другие темные нефтепродукты до 100% от пошлин на сырую нефть, что грозит переработчикам нефти потерями в доходах. В результате уменьшения маржи появляется риск снижения объемов переработки нефтепродуктов.
«Так, объем первичной переработки нефти по отрасли может сократиться на 35 млн тонн, а бензина начнут производить на 1-4 млн тогг меньше», – говорится в письме Александра Новака.
Минэнерго предлагает поэтапно снизить вывозную таможенную пошлину на нефть с 57% до 51%, пропорционально подняв налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ, сегодня 530 руб. за 1 т) до 625 рублей за 1 тонну с 2015 года. Кроме того, с текущего уровня в 90% от нефтяных пошлин в 2016 году бензин должен экспортироваться по ставке 85% от пошлины на сырую нефть, а с 2017-го – 75%
При этом ввод 100%-ной пошлины на мазут ведомство предлагает отложить на три года: в 2015 году ставка должна вырасти с 66% до 80%, в 2016 – до 90%. Также Минэнерго предлагает с 2018 года ввести для нефтяной отрасли налог на финансовый результат.
Увеличение НДПИ и одновременное снижение ставок экспортных пошлин на нефть способно нарушить сложившееся на рынке нефти и нефтепродуктов равновесие, говорят аналитики.
– Снижение экспортных пошлин на нефть может снизить долю нефтепродуктов в общем объеме производства и экспорта в нефтегазовой отрасли, поскольку экспорт нефти вновь становится выгодным предприятием, – заявил «Приморской газете» главный аналитик инвестиционной компании UFS Алексей Козлов. – Таким образом, данные шаги приведут к увеличению объемов экспорта нефтепродуктов, что может вызвать нехватку моторного топлива на внутреннем рынке, и как следствие, к увеличению стоимости бензина внутри страны. В этой ситуации больше всего пострадает самый автомобильный регион России – Приморский край.
В условиях замедления экономического роста часть бремени в плане увеличения поступлений в бюджет решили переложить на нефтяников, которые в свою очередь захотят переложить расходы на россиян, считает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.
– Роста цен на бензин в рознице попросту не избежать, так как нефтяные компании, разумеется, попробуют переложить часть бремени на потребителя, – отмечает аналитик. – Росту цен на нефтепродукты в дальнейшем будет также способствовать рост НДПИ и снижение экспортных пошлин, которые сделают экспорт относительно более привлекательным, чем реализация на внутреннем рынке.
Впрочем, не все эксперты считают, что предложенные Минэнерго меры повлияют на формирование «бензиновой цены».
– Учитывая, что фактически предлагается увеличить одни виды фискальной нагрузки и снизить другие, система налогообложения отрасли останется в равновесии, и вряд ли стоит ожидать, что это приведет к повышению цен на топливо, – заявил «Приморской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – К тому же розничную цену литра топлива формируют и многие другие факторы, не только размер фискальной нагрузки.
Поэтому, заключил эксперт, если будут действовать новые таможенные пошлины и акцизы, то это еще не означает, что они приведут к повышению стоимости топлива.
Отметим, что представители нефтеперерабатывающих предприятий пока и сами не могут спрогнозировать, как повлияют на рынок предложения Минэнерго. Об этом «Приморской газете» заявили в одной из федеральных нефтяных компаний. Представили НК не смогли прокомментировать инициативу, сославшись на то, что возможные последствия изменений в системе налогообложения еще непонятны.