20,6 млрд руб. - именно столько планируют вложить инвесторы в проекты владивостоксой Особой экономической зоны (ОЭЗ). Завод Mazda Sollers с проектной мощностью 100 тыс. автомобилей в год выделит 15,8 млрд руб., логистический комплекс Pacific Logistic (250 000 контейнеров в год) - 3,7 млрд руб., производители автокомпонентов - 1,1 млрд руб. Из федерального бюджета будет выделено 6,5 млрд руб., из бюджета Приморского края -300 млн руб., сообщает «Приморская газета» со ссылкой на «Ведомости».
– Совместные предприятия «Соллерса» планируют увеличить в 2014 г. производство автомобилей во Владивостоке (Mazda, SsangYong, Toyota Land Cruiser Prado) на 13% до 77 000 шт., – сообщил изданию представитель Минэкономразвития. – Государство стимулирует производство машин на Дальнем Востоке, субсидируя их перевозку по железной дороге в европейскую часть страны. В 2013 году из федерального бюджета на эти цели было направлено 4,9 млрд руб. (по данным Минпромторга, было перевезено 64 392 машины), но в 2014 г. выделенная сумма на 40% меньше – 3 млрд руб. (планируется перевезти 40 000 шт.).
При этом «Соллерс» не просит увеличить господдержку, отметил чиновник. Автопром наращивает продажи автомобилей, выпущенных на Дальнем Востоке, внутри региона, а также в Сибири, куда перевозки не дотируются. Плюс растет выпуск Toyota Land Cruiser Prado — на эту модель субсидии не распространяются.
Спрос на автомобили сегодня на Дальнем Востоке невелик, но с учетом Сибири «Соллерс» и его партнеры по проектам во Владивостоке вполне могут нарастить несубсидируемые продажи на местном рынке, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
– В регионе падает спрос на праворульные машины, которые ранее активно завозились из-за рубежа, – пояснил «Приморской газете» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. – По нашим данным, в 2013 году в Сибирском федеральном округе было продано 139840 легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей иностранных марок (-10,2%), в ДФО – 13 030 шт. (-20,2%). Традиционно в стране лидирует Центральный федеральный округ – 909 920 шт. (-2,9%).
При этом скоро «Соллерс» и его СП на Дальнем Востоке получат дополнительную господдержку, напоминает Владимир Беспалов. Так, во Владивостоке планируется создать особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленно-производственного типа, что снизит издержки местного автопроизводства за счет льготного налогового режима. Основными резидентами станут СП Mazda Sollers, контейнерный терминал «Соллерса», а также сторонние производители автокомпонентов .
Кстати, вице-губернатор Приморского края Павел Серебряков говорит о владивостокском заводе «Соллерс» именно как примере для поддержки отечественной промышленности.
– Революционные меры в данном вопросе неприемлемы, я за естественную эволюцию, – подчеркивает заместитель губернатора. – Возьмем за образец наш «Соллерс». Машины считаются импортными, но собираются они на территории России – в Приморском крае. Начали с производства кузовов, лет через 10 научимся делать самые мелкие детали. Таким образом, будет выходить до 100% комплектующих отечественного производства. Иностранной останется только технология, а производство, сборка, рабочая сила, налоги – все будет завязано на наш регион.
Михаил Войтович