В 2014 году началась реализация множества масштабных инфраструктурных, развлекательных и промышленных объектов. Предполагается, что строительство таких проектов, как зерновой и угольный терминалы, нефтегазовых комплексов и промышленных предприятий, вкупе с выгодным расположением Приморья, будет способствовать развитию экономики. Однако положительный эффект ощущается уже сегодня. Так, на месте строительства уже появились тысячи высококвалифицированных рабочих мест. Подробнее о наиболее амбициозных проектах в специальном материале «Приморской газеты».
Особое внимание в 2014 году в Приморье было уделено повышению инвестиционной привлекательности края. Одно из решений – стратегия создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые предоставляют своим резидентам особый режим государственного контроля. Кроме того, отчасти по причине выгодного территориального положения региона развитие транспортных коридоров интересует инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в большей мере. При этом часть крупнейших проектов уже стартовала, другая часть находится на стадии разработки проектной документации.
На старт, внимание, марш!
Одна из наиболее готовых ТОСЭР в Приморье – Надеждинский промышленный парк. Строительство инженерных сетей и базовой инфраструктуры на таких площадках предусмотрено за счет бюджетных средств. Между тем закон о ТОСЭР также предполагает различные льготы, субсидии, положения, которые позволяют упрощенно решать вопросы строительства.
Ключевым проектом промышленного парка станет транспортно-логистический комплекс (сухой порт) ООО «Инком ДВ». Сухой порт будет представлять внутренний терминал, связанный автомобильным или железнодорожным сообщением с морским портом. Также он будет выполнять функции центра для перевалки, хранения и таможенного оформления грузов.
В 2014 году специалисты закончили строительство первого километра железных дорог к промышленному комплексу. Застройка Надеждинского промкомплекса начнётся уже в 2015 году. Запуск проекта вместе с работающими предприятиями запланирован на конец 2017 года.
На территории промпарка разместятся предприятия, которые работают в сфере логистики, машиностроения, деревопереработки, пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, а также производства строительных материалов.
Компания Melco International Development Limited (один из крупнейших операторов по управлению интегрированными курортами в мире, в том числе и Макао) и администрация края в 2013 году подписали соглашение об инвестициях на 700 миллионов долларов в интегрированную развлекательную зону «Приморье». С российской стороны партнером по сделке выступила Первая игровая компания Востока. В 2014 году на площадке продолжили возводить объекты инфраструктуры: дороги, систему водоотведения стоков, очистные сооружения, внутриплощадочные водопроводные сети. Почти завершено строительство первого казино, под чистовую отделку подготовлено здание первой очереди. Предполагается, что казино распахнет свои двери уже в середине мая 2015 года.
Игорная зона – это масштабный проект, где будет размещено одно из крупнейших в Европе казино и отель класса люкс на 120 номеров.
Между тем в проекте предусмотрено строительство четырех казино на 1000 игровых автоматов, 45 игорных столов, 20 покер столов, 10 VIP столов в каждом; трех гостиниц на 600 номеров. На территории игорной зоны будут расположены торгово-развлекательные центры, бары и рестораны, конференц- и банкетный залы, салоны красоты, общественно-деловой и спортивно-развлекательный комплексы. Также проект игорной зоны предусматривает строительство горнолыжного комплекса, полей для гольфа и ипподрома.
Не менее амбициозный проект строительства судостроительного комплекса на базе дальневосточного завода «Звезда» в Большом Камне в этом году получил новое «дыхание». Ведь запущенный еще в 2010 году из-за проблем с финансированием он был сильно затянут. Но уже в 2013 года к проекту подключили президента нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина, заинтересованного в развитии судостроения для шельфовых проектов – строительстве судов ледового класса (танкеров, газовозов). В марте 2014-го он стал председателем совета директоров ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». А уже летом 75% акций минус две акции этого ОАО указом президента были переданы ЗАО «Современные технологии судостроения», которая принадлежит консорциуму инвесторов во главе с компанией «Роснефть» и Газпромбанком. Тем временем в 2014 году на строительной площадке «закипела работа» – начался монтаж оборудования в цехах.
Отметим, что на базе завода планируют создать современный комплекс, где будут производить новые корабли и элементы морских платформ для освоения запасов полезных ископаемых.
Первый этап строительства судоверфи «Звезда» планируется завершить в 2016 году. К этому времени должен быть построен корпусообрабатывающий блок, окрасочный цех и стапель, позволяющий строить суда грузоподъемностью до 145 тыс. тонн. Вторая и третья очередь подразумевают строительство двух сухих доков, в том числе для возведения морских платформ. В Консорциум, созданный для реализации проекта развития судостроительного кластера на Дальнем Востоке, вошли ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (владеет 25% акций плюс одна ОАО «ДЦСС»), «Роснефть» и «Газпромбанк», а также «Совкомфлот». Объем инвестиций в проект оценивается в 112 млрд руб.
Стадия – проект
В 2014 году в Партизанском районе началось проектирование одного из крупнейших промышленных объектов в России – нефтехимического комплекса. Над проектом работает более 40 субподрядных организаций, на площадке ведутся инженерные изыскания. Также в этом году специалисты приступили к инженерной подготовке площадки, а непосредственно строительство начнется уже в 2015 году.
Ожидается, что проект строительства нефтехимического комплекса, реализуемый в Приморье Восточной нефтехимической компанией (ВНХК, дочернее предприятие Роснефти), станет ядром нефтехимического кластера. Ввод в эксплуатацию НПЗ планируется в 2021 году, а нефтехимического производства – в 2022 году.
Сейчас ВНХК внесен в предварительный перечень ТОСЭР. Выпуск такой продукции, как полиэтилен, полипропилен, моноэтиленгликоль и других продуктов нефтехимии, будет стимулировать развитие отечественного перерабатывающего производства, строительства, автомобилестроения. Между тем нефтехимическое производство позволит решить проблему действующего дефицита топлива в регионе и замедлить рост стоимости бензина, считают эксперты.
В число первоочередных ТОСЭР, создаваемых в Приморье, также попал проект строительства «Большого порта Зарубино». В 2014 году началась подготовка технического задания на проведение конкурса для банков по финансированию проекта. В порту планируется создать специализированный зерновой терминал, контейнерный и специализированный глиноземный терминалы, а также универсальный морской терминал. Ключевым объектом должен стать зерновой терминал на 10 млн тонн в год, который планируют построить Объединенная зерновая компания и группа «Сумма». Так, якорные инвесторы проекта уже имеют договоренности с тремя китайскими компаниями о перевалке суммарно около 17 млн тонн грузов в строящемся порту Зарубино в Приморье. Одной из участниц стала китайская госкомпания China Merchants Group (СMG), создавшая 34 терминала в 14 странах мира.
В начале декабря 2014 года инвесторы получили концепцию строительства порта и приступили к проектированию строительства.
В ноябре 2013 года губернатор Владимир Миклушевский и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подписали меморандум о строительстве в Приморье завода по сжижению природного газа. Инвестиции в проект составят $13,5 млрд. Ожидалось, что к строительству завода приступят в декабре 2014 года. Однако сроки реализации проекта были перенесены на сентябрь 2015 года из-за задержки заключения главной государственной экологической экспертизы, которая может продлиться до шести месяцев.
Между тем вопросу экологичности предприятия уделяется пристальное внимание.
5 июля текущего года в Хасанском районе прошли общественные слушания по строительству завода СПГ, на которых было озвучено, что проведены все необходимые исследования и ущерба строительство не принесет. Также большинство жителей поддерживают реализацию проекта.
Бухта Суходол станет одной из стратегических точек роста в Приморье. На территории бухты компания «СДС-Уголь» планирует строительство угольного терминала мощностью 20 млн тонн. В июле 2013 года компания подписала с администрацией Приморского края «Соглашение о взаимном сотрудничестве при реализации проекта». Однако реализация проекта в этом году так и не началась. Дело в том, что инициатор проекта представил открытый вариант терминала вместо закрытого. При этом будущий угольный терминал находится в тесном соседстве с будущим рыбным кластером и игорной зоной. Эксперты опасаются, что угольная пыль станет препятствием для создания рыбоперерабатывающих производств и привлечения инвесторов. Администрация Приморского края поддержала экспертов и попросила компанию скорректировать проект. На сегодняшний день строительство перенесено с июля-сентября 2014 года на март 2015 года.