Около 100 компаний Приморья оштрафовали за рассылку рекламных сообщений

05.12.2014
53

Приморские антимонопольщики за текущий год рассмотрели более 200 жалоб жителей региона на SMS-спам. В результате около сотни компаний были оштрафованы за грубое навязывание приморцам различных товаров и услуг. Ведь, согласно закону, прежде чем отправить потенциальному клиенту сообщение об очередной распродаже или выгодном кредите, нужно спросить разрешение абонента. Правда, обращают внимание специалисты, порой мы сами подписываемся на «выгодные предложения», соглашаясь с договором, например, при совершении оплаты через терминал. Однако и в этом случае решение можно найти.

В октябре 2014 года вступили в силу поправки к закону «О связи», которые призваны защитить миллионы пользователей мобильных телефонов от навязчивой рекламы в SMS-сообщениях. Отныне законными считаются только те сообщения, на получение которых абонент дал согласие. Кроме того, в список незаконных SMS-сообщений попали все рассылки с номеров, обозначенных латинскими буквами или коротким набором цифр.

Однако источников рассылок может быть великое множество, и не все они присылаются незаконно. Например, не является распространителем спама поставщик услуг связи. Так, предложения о новых тарифных планах от оператора – не в счет. Зачастую абонент самостоятельно соглашается на получение рекламных предложений.

Чтобы остановить поток рекламных сообщений, проще всего обратиться к мобильному оператору с требованием вычеркнуть номер из списка SMS-рассылки.

– В ноябре МТС запустила новый сервис, позволяющий отказаться от получения рекламных рассылок, – рассказали «Приморской газете» в пресс-службе мобильного оператора. – Достаточно отправить SMS на номер 4424, указав в сообщении команду off и номер, который необходимо заблокировать.

Однако есть рассылки, от которых оператор избавить не может. Например, при получении скидочных карт, пополнении счета через терминалы абонент порой автоматически соглашается на рассылку рекламных предложений. В этом случае нужно обращаться в компанию, от лица которой приходит «выгодное предложение». Если разговор не получился, и на вас продолжает изливаться поток ненужной информации, необходимо уже писать обращение в Федеральную антимонопольную службу по Приморскому краю (Приморское УФАС). Отметим, штраф за нарушение норм рекламного законодательства для юридического лица может составлять до 500 тыс. рублей.

В Приморском УФАС уточняют: чтобы найти самого нарушителя, нужно отследить целую цепочку договорных отношений. Компания, от лица которой приходит рекламная рассылка, чаще всего отправкой рассылок самостоятельно не занимается. В этом ей помогает рекламораспространитель, который может находиться где угодно, даже за пределами страны. Интернет буквально пестрит предложениями в области SMS-рассылки. Каждая компания предлагает за сущие копейки разослать рекламу интересующей категории абонентов, с учетом гендерного признака, достатка и даже конкретного района проживания.

По информации Приморского УФАС, в течение года специалистами рассмотрено почти 200 обращений от приморцев о незаконной рассылке. В половине случаев законодательство действительно было нарушено.

– Почти все рекламораспространители, которых мы «ловим за руку», штрафы оплачивают, таких около 98%, – заявили «Приморской газете» в ведомстве. – Но часть материалов по административным делам всё-таки приходится отправлять судебным приставам-исполнителям.

Впрочем, и действия УФАС не всегда гарантируют полное избавление от шквала SMS-рекламы. Большинство так называемых SMS-шлюзов, через которые проходит рассылка, находятся вне юрисдикции нашей страны, утверждают эксперты.

– В большей мере SMS-спам отправляется не с территории России, – заявил «Приморской газете» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. – Как правило, он проходит сквозь SMS-шлюзы африканских стран. Соответственно, наша юрисдикция на них не распространяется. Убрать техническую причину спама – заблокировать SMS-шлюзы – физически невозможно.

Вместе с тем, по мнению эксперта, количество спама значительно снизилось по сравнению с предыдущими годами – свидетельствует о том, что закон работает.

– Поправки в закон «О связи» позволяют операторам анализировать и фильтровать трафик, – разъяснил аналитик. – Например, в прошлом году абонент «Билайна» в среднем получал порядка 15 сообщений в месяц, сейчас это число снизилось до одного сообщения раз в два месяца. То есть всё, что перекрывает фильтры, – число незначительное.

Популярное