С Большого Камня менее чем через полгода будет снят статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Соответствующий приказ накануне подписал президент. Благодаря этому город станет открытым для иностранных инвесторов, в том числе заинтересованных в строительстве в округе судоверфи. Это производство, утверждают эксперты, сможет оказать весомое влияние на развитие экономики не только на территории края, но и всей страны в целом.
Президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении закрытого административно-территориального образования – города Большой Камень. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Согласно указу статус ЗАТО с Большого Камня будет снят 1 января 2015 года. Президент поручил правительству совместно с администрацией Приморского края в шестимесячный срок провести необходимые организационные мероприятия. Также согласно указу региону будут выделены межбюджетные трансферты для обеспечения сбалансированности бюджета Большого Камня. В 2015 году – 340,6 млн, в 2016-м – 328,6 млн, в 2017-м – 328 млн руб.
Напомним, вопрос о снятии статуса ЗАТО с Большого Камня жители города неоднократно поднимали на встречах с главой Приморья, в связи с чем Владимир Миклушевский обратился в правительство РФ с инициативой об изменении статуса ЗАТО. Причиной для обращения послужило то, что статус ЗАТО вводит серьезные ограничения для иностранных инвесторов, что препятствует реализации крупных проектов.
В Большом Камне идет строительство судоверфи, и реализация этого проекта станет основой для развития инвестиционного потенциала территории.
– Строительство такого масштабного проекта, как судоверфь, предопределяет большие перспективы и масштабные задачи для округа, – заявил «Приморской газете» глава городского округа Большой Камень Дмитрий Черняховский. – Наша цель – начать строить суда в России. Ведь сейчас основная масса из них строится на верфях Германии, Кореи, Польши, но за наши же деньги. Это невыгодно. Поэтому нам необходимо интенсивно развиваться, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
Снятие статуса ЗАТО с Большого Камня откроет новые перспективы для развития бизнеса и привлечения инвестиций в город, убеждены эксперты. Запуск судоверфи в округе невозможен до снятия статуса ЗАТО, отмечает директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР профессор ДВФУ Александр Абрамов.
– На территорию ЗАТО могут заходить только бюджетные деньги, но не все из них, а лишь определенные виды. Например, средства Минобороны. Иностранные инвесторы не могут вкладывать денежные средства в бизнес на территории ЗАТО. Даже если они согласны будут раскрыть информацию о себе, сделать это им запрещено законодательно, – подчеркнул профессор.
Одним из предприятий, которое займется реализацией глобального проекта в Большом Камне – строительства судоверфи, является «Роснефть», напоминает собеседник.
– Но поскольку «Роснефть» сама строится в муниципалитете, она тоже не сможет зайти. Это компания с иностранным капиталом, который составляет около 40%. То есть, грубо говоря, в каждом рубле есть 60 копеек русских денег и 40 копеек иностранных. Поэтому пока существует статус ЗАТО, эта компания не сможет принять участие в строительстве судоверфи, – заметил Александр Абрамов.
Судостроительный кластер обеспечит множество дополнительных производств, которые связаны со строительством судоверфи, акцентировал собеседник.
– Одно судно, какой-нибудь «трехсоттысячник» ледового класса, – это тысячи деталей, которые нужно производить. Сейчас они создаются по всему миру, но с началом процесса импортозамещения станут делаться у нас, в Большом Камне. Каждое рабочее место на основном производстве сможет притянуть еще три рабочих места дополнительно. При этом каждое из этих них означает инвестиции, ведь создание рабочих мест без инвестиций невозможно, – добавил Александр Абрамов.
Основные перспективы для развития крупного бизнеса на территории в ближайшие годы будут заключаться в строительстве судов для нефтегазовой промышленности и развитии сферы обслуживания, уверен директор КГАПОУ «Дальневосточный судостроительный колледж» Геннадий Левченко.
– До 2020 года ожидается огромный приток рабочих кадров в город – около 6,5 тыс. человек. Можно сказать, появится еще один Большой Камень, – подытожил собеседник.