Аккредитацию у операторов техосмотра могут отозвать при обнаружении во время проверки нарушений. Например, это может касаться использования оборудования, которое не прошло поверку и не опломбировано. Если при проверке это обнаружится, то есть вероятность, что предпринимателя ждут приостановление деятельности. «Приморская газета» узнала у специалистов «Приморского Центра стандартизации и метрологии», как часто операторы техосмотра проверяют точность работы техники и насколько накладно это для предпринимателей.
Для того чтобы оборудование находилось в рабочем состоянии, нужно постоянно подтверждать показатели точности этого оборудования. То есть проходить поверку.
Обычно станции технического осмотра предъявляют на поверку не более десятка устройств. Предприниматели отдают на осмотр крупные измерители параметров света фар, тормозные стенды, динамометрические ключи, измерители суммарного люфта рулевого управления. Также специалисты проверяют и мелкие предметы, без которых не обойтись — это рулетки, линейки, штангенциркули, дымомеры, манометры, шумомеры, измерители светопропускания стекол и другие средства измерений.
— Обеспечение единства измерений в этой сфере государственного регулирования — важная задача. Оператор пункта технического осмотра полагается в своей работе именно на показания средств измерений, поэтому от их точности напрямую зависит безопасность эксплуатации автомобилей, жизнь и здоровье людей, — сказал директор «Приморского ЦСМ» Белкин Юрий.
Стоимость поверки единицы оборудования варьируется от 150 рублей до 10 000 рублей. Поэтому сложно назвать даже примерную сумму, которую заплатит оператор. Она зависит от метрологического обеспечения конкретного пункта технического осмотра. Кроме того, стоимость поверки средств измерений зависит именно от типа средств измерений, но даже у одного типа тоже может быть разной, в зависимости от комплектации, количества каналов.
— К примеру, поверка штангенциркуля стоит 385 рублей без НДС, а поверка шумомера может обойтись в 8 336 рублей без НДС, — уточнили специалисты.
Поверка большей части оборудования проводится на базе центра, выезд требуется только на оборудование, которое установлено стационарно. Но с каждым годом измерительная техника совершенствуется, и станции технического осмотра в Приморском крае уже оснащаются современными мобильными средствами измерений. Время, затрачиваемое на поверку, зависит от конкретного типа оборудования. Например, на поверку линейки специалист тратит от 40 до 60 минут, а для определения соответствия метрологических характеристик измерителя суммарного люфта рулевого управления может потребоваться до шести часов.
В 2018 году специалисты «Приморского ЦСМ» оценили качество работы 46 тормозных стендов, 46 измерителей суммарного люфта рулевого управления и 37 измерителей параметров света фар.
Статистика поступающих на поверку средств измерений не дает точных данных по количеству станций технического осмотра. Очень много нового оборудования эксплуатируется с первичной поверкой. Есть также станции, которые арендуют такие средства измерений у других организаций.
— Учитывая, что этот процесс достаточно хлопотный и постоянный, многие пытаются фальсифицировать результаты поверок и предоставляют нам сфабрикованные данные. Тем не менее, мы все это выявляем и проверяем, — уточнил эксперт. — На непроверенном оборудовании невозможно работать. Если оно не прошло поверку, то не сможет реально представить показатели и параметры, которые нужно снимать с автомобиля при проведении диагностики.