Дмитрий Родионов: «Попадая в музей, любой предмет становится объектом культуры и истории одновременно»

19:30 18 января 2019
2761
0
alt=

Год театра в России стартует на Востоке: в пятницу, 18 января, во Владивостоке состоялось торжественное открытие грандиозного театрального марафона. До конца 2019 года по всей стране будут проходить мероприятия, сверхцель которых — приблизить максимальное количество людей к театрам, помочь им понять, в чем их магическая притягательность. Параллельно профессионалы отрасли намерены выработать стратегию развития российского театра и наметить путь движения. Диалог будет проходить как в министерских кабинетах в Москве, так и на площадках в регионах. Накануне старта Театрального марафона во Владивостоке в Приморском музее имени В. К. Арсеньева прошел круглый стол о важности сохранения театрального наследия для потомков. Перед началом работы мы встретились с Дмитрием Родионовым, генеральным директором Театрального музея имени А. А. Бахрушина, который и стал главным экспертом профессиональной встречи.

— Дмитрий Викторович, Театральный марафон стартует во Владивостоке. И отсюда ряд мероприятий в рамках Года театра пойдет по всей стране. Какие лично у вас надежды и чаяния, связанные с этим годом?
— Так совпало, что в 2019 году наш музей — Театральный музей имени А. А. Бахрушина  отмечает свой юбилей, нам исполняется 125 лет. Мы ежедневно живем в пространстве театра, и то, что этот год объявлен Годом театра, является выражением существующей потребности общества в поддержке театрального искусства. Для меня лично большая честь войти в оргкомитет по подготовке проведения Года. Было очень много встреч, обсуждений, как в Москве, так и по всей стране (мы получали предложение от коллег из российских театров, что они хотели бы слышать и видеть) и могу сказать, что запланирована большая палитра мероприятий по всей стране. Будут использоваться не только привычные для сферы форматы взаимодействия — спектакли, мастер-классы, капустники, встречи — но и некие новые формы.

Так, пройдет театральная  эстафета. Она затронет все города России, и ее сверхзадача  сделать так, чтобы театральное искусство широко прозвучало на всю страну даже для тех людей, которые не ходят в театр, и сподвигло их посетить ближайший от дома театр и попробовать понять, в чем же привлекательность театрального искусства. Если же говорить о иных задачах, то в их числе поддержка детских и кукольных театров, на эти цели запланировано выделение значительных средств. Это крайне важно, что государство целенаправленно выделяет средства на поддержку слабого звена, а перечисленные категории театров как раз к нему и можно отнести. И дополнительное финансирование позволит решить многие проблемы, в частности, провести реконструкцию зданий, приобрести новое оборудование и так далее. И то, что Год театра вносит существенную лепту в начинание, это тоже в какой-то мере достижение.


  Коллекция музея имени А. А. Бахрушина оценивается как одна из наиболее значительных в мире именно в сегменте театральных музеев. А есть ли у вас что-то, связанное с Дальним Востоком?
  Конечно. Я буквально на прошлой неделе сидел над статьей в Литературную энциклопедию о нашем музее, смотрел документы по хронике жизни музея и обнаружил письмо из Приморского театра имени Горького 1937 года, где они просили предоставить материалы для исторической постановки, чтобы актеры могли напитаться атмосферой, проникнуться духом.

— Музей помог?
Разумеется. Одно из основных направлений нашей деятельности — помощь театрам, исследователям, театроведам, искусствоведам в обеспечении их материалам для научных и исследовательских работ. К нам приезжают исследователи со всего мира работать с нашими коллекциями. Кстати говоря, определенную часть наших коллекций мы уже разметили на сайте, и любой человек может с такими цифровыми фондами ознакомиться. В перспективе же мы всю коллекцию планируем сделать доступной online.

И здесь, на Дальнем Востоке, исследователи тоже смогут зайти на сайт вашего музея и ознакомиться с историей необходимого экспоната?
— Конечно. Необходимый предмет можно будет найти по системе поиска.

— Раз уж Год театра стартует во Владивостоке, в Приморье, что вы приготовили для зрителей нашего региона в честь открытия нового года?
Зрителям Дальнего Востока мы предлагаем в день открытия театрального марафона сразу две выставки. Первая расскажет об истоках возникновения русского театра, мы назвали ее «От скоморохов до Екатерины». Мы расскажем о том, как возник в России профессиональный театр, какие традиции изначально закладывались и почему они оказались такими живыми и существуют до сих пор. Речь идет о создании постоянной труппы, профессиональной школы,  воспитание своих «кадров».Это все закладывалось в русском театре с самого начала. Посетители увидят портреты первых российских актеров, документы, гравюры. С нашей точки зрения, получится своего рода интересное путешествие в прошлое. А вторую выставку мы сделали совместно с театрами Дальнего Востока. Еще в декабре специалисты музея связались со всеми театрами Приморья и получили от них массу информации о современном состоянии здания, сцены, портреты актеров, фотографии сцен спектаклей. И наши художники на основании имеющейся у нас информации сделали такие, как мне кажется, интересные коллажи. Эта выставка будет здесь больше месяца, а потом она может путешествовать по всему краю.

— А эти материалы в дальнейшем войдут в фонды вашего музея?
Конечно. У нас сильно расширится страница об истории театров Дальнего Востока. Мы уже несколько лет проводим по всей России акцию «Сохраним историю театров для потомков», в рамках которой более 200 российский театров предоставляют нам некие артефакты, которые мы сможем сохранить для потомков и укрепить понимание наших современников в том, что важно уже на сегодняшний день сберечь для будущего.

— Хорошо, а что именно может вас заинтересовать и стать частью музейной коллекции?

— Принципы отбора есть, конечно. И их заложил еще Алексей Александрович Бахрушин, основатель нашего музея, известный промышленник, представитель одной из самых богатейших купеческих семей Москвы. Он с детства был увлечен театром, что вылилось у него как раз в собирание неких артефактов по истории театра. Его эстетический вкус и его образование позволяли ему определять подлинные произведения искусства, то, что будет интересно не только для его современников, но и для будущих поколений. Как ни странно, а может быть, это и не странно, что его вкус полностью соответствует и нашему времени, потому что он один из первых начал собирать русских театральных авангардистов, у нас крупнейшая их коллекция. Он первым начал собирать театральные бинокли и начал с пушкинского времени. Начал собирать аксессуары, с которыми дамы и джентльмены ходили в театр: табакерочки, флакончики с духами, веера. Ему была важна средовая, бытовая составляющая контакта зрителя и театра: с чем ходят в театр и как одеваются.

— И сейчас эти экспонаты рассказывают о том, как жили люди.
Безусловно, театр это выражение  определенного состояния общества, его развития, атмосферы, уровня творческих ориентиров, художественных интересов, эстетических устремлений, потребностей и компонентов жизни. И вообще любой предмет, попадая в музей, де-факто становится предметом истории и искусства одновременно. Та же программка, которую человек приобретает перед входом в зрительный зал, становится уникальной, попадая в музей.

— Спасибо за беседу!

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Голосование и опросы

Учить или не учить: нужно ли высшее образование современному человеку
09.07.2019 — 23.07.2019
Высшее образование не роскошь, а жизненная необходимость
50%
60/119
Главное — знания, а диплом — дело добровольное
18%
22/119
Учиться нужно всегда, и чем больше дипломов, тем лучше
17%
20/119
После школы нет смысла идти в институт, потому что в 18 лет никто не знает, кем хочет быть, когда вырастет
6%
7/119
Образование вообще не нужно. Читать-писать научился, значит, выживу
4%
5/119
У меня нет высшего образования, и я об этом очень жалею
4%
5/119

Добавить объявление