Тихон Макаров: «В Приморье можно создать Владивуд»

13.11.2014
109

В октябре региональный проект «Кинокурс» был признан лучшим на Дальнем Востоке в номинации «Молодежные проекты», по версии авторитетной российской премии «Russian Event Awards». Проект обеспечил молодым кинематографистам Приморья творческий рост и создал среду, необходимую для запуска в регионе кинопроцесса, уверен президент Фонда поддержки молодого кино Дальнего Востока «Кинокурс» Тихон Макаров. Сейчас во Владивостоке созданы почти все условия для запуска киностудии. Как обеспечить рентабельность студии, кого привлечь к ее созданию, и какую выгоду получит регион, Тихон Макаров рассказал «Приморской газеты».

– Тихон, что дает «Кинокурсу» награда Russian Event Awards?

– Награда была учреждена, чтобы стимулировать событийные проекты в регионах России, которые могли бы быть интересны туристам. Приморью нужны яркие мероприятия и бренды, которые бы привлекали путешественников. Этим и заинтересовал «Кинокурс» – в основу проекта заложена миссия по созданию во Владивостоке киностудии полного цикла.

«Кинокурс» кинематографистов Приморья стал лучшим проектом на конкурсе молодежных инициатив в ДФО 

Во Владивостоке помимо международного кинофестиваля могут работать киношкола и киностудия. Это открывает большие возможности для инвестиций, делового туризма. В радиусе от одного до нескольких тысяч километров от Владивостока находятся центры развития азиатского кино – Япония, КНР, Республика Корея. Съемочные группы из этих стран регулярно работают на Дальнем Востоке. Наш регион обладает уникальными природными и климатическими условиями, держит баланс между этническими идентичностями разных народов и российской классической самобытностью. Однако когда профессиональные съемочные группы приезжают работать сюда, они сталкиваются с проблемой неразвитой инфраструктуры.

– В чем это выражается?

– Им приходится тратить огромные деньги на транспортировку техники, на профессионалов всех областей. Ситуация изменилась бы, если б в регионе были свои специалисты второго плана: вторые режиссеры, вторые операторы, помощники на площадке. Их, безусловно, можно здесь готовить. На лучших киноплощадках мира именно такие люди, начинающие с нуля, получают возможности для дальнейшего развития, запуска собственных проектов и в результате вырастают в профессионалов уровня Федерико Феллини.

Сейчас у иностранцев глаза разбегаются: они снимают то во Владивостоке, то в Благовещенске, то в Хабаровске. Но если бы киностудия была запущена во Владивостоке, им бы не пришлось выбирать, то есть они бы поехали туда, где работа стоит дешевле, а результат гарантируется лучший.

Фильмы, которые снимают во Владивостоке, уже путешествуют по различным кинофестивалям – как региональным, так и международным. Если поставить это на поток, производить здесь больше хороших фильмов и распространять их по всему миру, то люди сами  сюда потянутся – не только снимать кино, но и наслаждаться красивыми приморскими пейзажами и видами. В перспективе в Приморье можно будет создать настоящий цех для производства кино, пусть это будет наш Владивуд.

– Что необходимо для создания киностудии?

– Во-первых, нужны инвестиции, а это – преимущественно частные деньги, нежели бюджетные. Ни одна киностудия не будет успешной, если создается только на государственные деньги. Нужно выявить потенциальные источники финансирования, тщательно продумать бизнес-план, разбить его на этапы.

Во-вторых, необходимо сразу решить вопрос с возвращением инвесторам их финансовых вложений. Я думаю, что идеальный вариант – акционирование будущей киностудии с распределением долей между всеми участниками проекта.

В-третьих, киностудии нужна хорошая бизнес-модель. После запуска студия должна приносить деньги, а не лежать мертвым грузом на шее регионального бюджета. Создаваемой инфраструктурой должны пользоваться все представители индустрии Дальнего Востока – не только создатели кино, но и участники рекламного и телевизионного рынков. Ведь сейчас, если говорить о видеороликах, хороший местный продукт стоит дорого, поскольку рынок монополизирован. Запуск киностудии поможет изменить эту ситуацию: с одной стороны, принесет инвесторам деньги, а с другой – позволит развиваться местной индустрии.

В качестве примера можно привести «Главкино» – одну из самых крупных киностудий восточной Европы, которую не так давно запустили в Москве. Это совместный проект режиссера и продюсера Федора Бондарчука, продюсера Константина Эрнста и кинопродюсера Ильи Бачурина. Кинокомплекс создавался как киностудия полного цикла, но сейчас, помимо художественных фильмов, на его съемочных площадках происходит создание и телевизионного контента, и рекламы. Это позволяет возвращать вложенные средства, которых было немало. Если бы такой комплекс создавали только под производство кинофильмов, он был бы нерентабелен.

– О каком объеме средств идет речь, если говорить о создании универсальной съемочной площадки?

– По предварительной оценке, речь идет о нескольких десятках миллионов долларов. Для обсуждения финансового вопроса необходимо собрать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон. Сюда должны войти лидеры индустрии как отечественного, так и азиатского кинорынков, которые должны дать экспертную оценку в качестве потенциальных заказчиков, представители Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов РФ, руководства региона.

Большое преимущество для реализации этого проекта именно у Приморья – благодаря работе федеральных и региональных целевых программ есть возможность получить землю под киностудию на льготных условиях.

Также в Приморском крае ведется активное развитие территорий опережающего развития с возможностью оптимизации налогового обложения, что будет дополнительным стимулом для привлечения инвестиций.

– Если говорить о создании такого масштабного кинопроекта во Владивостоке, как можно сделать его более привлекательным для инвесторов и самих участников рынка?

– Безусловно, перед началом работы над созданием киностудии необходимо будет заручиться поддержкой лидеров индустрии. В этом году Всероссийский государственный университет кинематографии открыл филиал в Крыму. Если будет заинтересованность у федеральных и региональных властей в создании такой площадки на территории Приморского края, то ВГИК может стать для нее настоящей кузницей кадров. Многие участники недавнего проекта «Кинопоезд идет на Восток», в рамках которого  знаменитые выпускники и преподаватели ВГИКа, студенты посетили столицу Приморья, сказали, что никогда не видели такой красоты, хотя и объехали всю Россию. Они были очарованы нашим морем, сопками, красотой архитектуры. Велика вероятность совместных проектов студентов ВГИКа и молодых кинематографистов из Владивостока, на площадке киностудии в Приморье можно было бы снимать их дипломные работы.

Кинопоезд «ВГИК-95» прибыл во Владивосток 

– ВГИК – это замечательно, но у нас есть своя Дальневосточная академия искусств, где тоже готовят артистов. Можно ли использовать и эту площадку для достижения синергетического эффекта?

– В академии искусств есть два смежных направления, некоторым образом связанных с кино. Это театральный режиссер и театральный актер. Насколько я знаю, у последних в дипломах до сих пор пишут общую формулировку: «актер театра и кино». Но на деле студентам не объясняют специфику работы на съемочной площадке. Если режиссер скажет им, что сейчас надо сыграть «крупный план», а в следующем кадре – «средний план», они не поймут смысл этой фразы. Тем не менее учебное заведение всегда работает по запросам рынка. Я уверен, что если появится тренд на создание киностудии, то в Академии искусств может заработать целый курс, посвященный именно кино, будет запущена и система стажировок на съемочных площадках. Дальневосточный федеральный университет уже привлекает к работе профессуру из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, мы в свою очередь могли бы приглашать с лекциями профессионалов киноиндустрии.

Владивосток не стоит списывать со счетов в плане развития кино – в 90-х годах здесь был снят оскароносный фильм великого Акиры Куросавы, и большая его часть была реализована на производственных мощностях местной студии «Дальтелефильм».

К сожалению, после распада Советского Союза она продержалась недолго, но сейчас, с возрождением отечественного кинематографа и появлением в стране кинопроцесса и кинорынка, самое время возродить добрые традиции.

СПРАВКА «ПГ»
Тихон Макаров родился в 1991 году в Биробиджане. В 2013 году окончил рекламный факультет Дальневосточного федерального университета и Международную киношколу Generation campus. С 2013 года – автор и руководитель проектов «Кинокурс» и кинофестиваля «Уровень шума».

 

Популярное