Фестивальные фильмы с нецензурной лексикой могут разрешить к показу

11.07.2014
127

Департамент кинематографии Министерства культуры России выказал обеспокоенность по поводу выдачи прокатных удостоверений фильмам, не предназначенным для коммерческого проката, сообщает «Приморская газета».

«Действительно, обязательное получение прокатных удостоверений на все без исключения картины и административная ответственность за нарушение этой нормы могут в дальнейшем привести к резкому снижению некоммерческого кинопоказа. В первую очередь – в регионах страны», – сообщается на сайте ведомства.

В связи с этим, цитирует «Приморская газета» сообщение, Министерство культуры еще раз внимательно проанализирует принятые нормативные акты, их практическое применение и влияние на фестивальную деятельность. 

Как сообщил «Приморской газете» программный директор Международного кинофестиваля стран АТР «Pacific Meridian» Юрий Гончаров, ситуация действительно выглядит весьма спорной.

– Конечно, иногда кинематографисты матом прикрывают свою профессиональную несостоятельность, чтобы эпатировать зрителя и прикрыть свои собственные огрехи. «Фильм плохой, но если там много мата, значит он стильный и модный», – думают они. Но ведь есть и состоявшиеся режиссёры, в фильмах которых мат художественно обоснован, передаёт эмоциональное состояние героя и соответствует концепции фильма, – отмечает руководитель.

По словам Юрия Гончарова, пока фильмы являются отражением повседневной жизни, в них будет присутствовать нецензурная лексика.

– Кино – это отражение нашей действительности. До тех пор, пока мат будет существовать в нашей речи, он будет присутствовать и в кино как некая данность, – подчеркивает Юрий Гончаров.

Законопроект нуждается в доработке, уверен спикер.

– Если закон коснётся фестивалей, то российские кинематографисты будут вынуждены уходить из кинотеатров на другие альтернативные площадки и показывать кино там. Поэтому сейчас фестивальное сообщество России в растерянности и надеется, что в законе появятся изменения или дополнения, которые чётко определят судьбу российских фильмов на кинофестивалях, – заявляет программный директор «Pacific Meridian».

Как сообщала ранее «Приморская газета», в России начал действовать закон, запретивший обсценную лексику в культурных произведениях. Речь идет о нормативе «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке РФ» и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка». Этим законом устанавливается запрет на использование нецензурной брани при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества во время театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий.

Немаловажно и то, что прокатное удостоверение на показ нового фильма, созданного в России или за рубежом, выдаваться не будет в случае содержания в кино нецензурной брани.

ЦИФРЫ
Нарушение запрета влечет наложение административного штрафа на граждан от 2 тыс. до 2 500 руб.; на должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических – от 40 до 50 тыс. руб. Распространение аудиовизуальной и печатной продукции, содержащей нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения в виде словосочетания «содержит нецензурную брань» также повлечет штрафные санкции.

Закон вступил в силу 1 июля.

Автором документа является группа депутатов во главе с представляющим «Единую Россию» председателем комитета Государственной думы по культуре Станиславом Говорухиным.

 – Я рассматриваю это как главную задачу государства по защите нравственности и нравственного здоровья граждан, – цитируют Станислава Говорухина «Новости мира».

По словам приморских экспертов, из-за нововведений россияне не смогут увидеть многие достойные произведения. Закон «О внесении изменений» необходимо доработать в ближайшее время, убежден президент фонда поддержки молодого кино Дальнего Востока «Кинокурс», руководитель Молодежного центра кино Союза кинематографистов РФ в Приморском крае Тихон Макаров.

– Если бы в США такой закон приняли в 1993 году, то мы никогда не увидели бы на экранах «Криминальное чтиво», в котором отныне запрещенное в российских кинотеатрах слово употребляется ровно 271 раз, – отмечает режиссер.

 Тихон Макаров напоминает о недавней премьере фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», который получил первый приз за лучший сценарий на последнем кинофестивале в Каннах. Критики назвали ленту прорывом в современном российском кино.

 – В этом фильме маты присутствуют как своеобразная метафора и точное описание психологических линий характеров. Картина до сих пор не получила прокатное удостоверение. По словам продюсера, она его и не получит, поскольку закон в силу уже вступил, а маты никуда не делись, – акцентирует собеседник.

 Проблема, которую пытались решить депутаты Госдумы во главе со Станиславом Говорухиным, понятна каждому, уточняет эксперт.

 – Снижение уровня телевизионного контента, засилье обсценной лексики в современном искусстве – это ясно, но решение проблемы напоминает тушение пожара поддувалом. Если вы хотите научить ребенка читать хорошие книжки, совсем необязательно бить его томиком Стендаля по голове, – заявляет Тихон Макаров.

По его словам, для достижения художественных целей подчас приходится решать разные задачи.

– Сложно представить россиянина на пределе психоэмоционального конфликта без мата. И я использовал маты. В частности, в фильме «Горячая линия», премьеру которого посетили около 500 человек. И не было ни одного комментария, что это ужасно. Сложно представить произведения Сергея Довлатова, Чарльза Буковски или Чака Паланика без мата. Это уже просто не искусство, – утверждает режиссер.

Мат не должен преподноситься как эталон и звучать при детях, убежден руководитель киноклуба «Ориент» Илья Федоров.

 – Мат может подчеркивать какие-то моменты, способствовать разграничению светлого и темного в произведениях. Иногда он просто необходим для выражения эмоционального состояния героя, чувств автора. Нецензурная лексика звучит в стихотворениях Пушкина, Есенина, и все мы их знаем, – отмечает господин Федоров.

Законопроект, по словам эксперта, может стимулировать творческих деятелей уходить «в подполье».

 – Вспомните, как в 90-е ввели «сухой» закон. Люди тогда просто ушли гнать самогонку. Так и теперь, возьмем хотя бы наш местный литературный проект «Чтиво». Запретят участникам использовать мат, и они уйдут в подполье: будут читать свои стихи по квартирам. Это все, чего сможет добиться от них власть, – отмечает Илья Федоров.

Популярное