Ода храбрости: жители Владивостока смогут увидеть уникальные награды

02.10.2019
16

В бриллиантовом блеске и сиянии золота — история России раскрывается теперь с иного ракурса. Новая выставка Музеев Московского Кремля и Приморского музея имени В. К. Арсеньева покажет, как появились награды в Российской империи, как они развивались и менялись во времени. Жителям Владивостока новая выставка расскажет о героических и трагических моментах огромной истории, на которую они тоже имеют право. Сдержанное оформление залов приморского музея ярче подчеркивает пышность и блеск орденов XVIII столетия, раскрывает изящество и сдержанную красоту наград XIX века. О том, чем важна эта выставка для Приморья, рассказывает куратор выставочного проекта Музеев Московского Кремля Людмила Гаврилова.


— Людмила Михайловна, какова основная концепция выставки? Иначе говоря, какую историю раскроет новый проект жителям Владивостока?
— Выставка «За Службу и Храбрость. Награды России» впервые охватывает историю учреждения и развития наград в широчайшем хронологическом диапазоне — с конца XVII столетия по настоящее время. Уникальными экспонатами из фондов Музеев Московского Кремля в новом выставочном проекте представлены наградные системы всех трех эпох нашего государства: Российской империи, СССР и современной России. Для жителей Владивостока мы подготовили увлекательную историю страны в орденах и медалях, которая рассказывает о героических и трагических ее страницах, демонстрируя в наши дни преемственность дореволюционного и советского периодов. Посетители выставки смогут вспомнить и сопоставить историю своего рода с судьбой страны через представленные награды, которые могли принадлежать их родителям, дедам и предкам из прошлого.

— А по какому критерию отбирали ордена, которые будут представлены во Владивостоке?
— На выставке представлено 118 экспонатов, которые освещают историю государства с 1698 года, со времени создания первого российского ордена, по наши дни. Особое внимание мы уделили знаменитым наградам за верную службу и храбрость, которыми особенно на наш взгляд отличаются жители российского Дальнего Востока.


— Почему вообще важно знать историю военных наград?
— История военных наград — это память о величии нашей страны и предках, героически отстоявших вопреки всем испытаниям целостность государства, защитив его от внешнего нашествия. Это к тому же история великодушия и храбрости нашего многонационального народа, который приходил на помощь многим странам, оказавшимся в беде и несчастии…

— Какие элементы вернули в награды в советское время из дореволюционных наград?
— Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в стране наметилось возвращение к общенациональным истокам. Характерным его признаком стало обращение при создании новых боевых наград к сюжетам из героического прошлого России, свидетельствующим о мужестве, верности и преданности Родине. Возрос интерес к воинским традициями России, к истории дореволюционных знаков отличия.

Так, в дореволюционных традициях были созданы ордена, состоящие из нескольких степеней и носящие имена великих полководцев прошлого: Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Александра Невского и Богдана Хмельницкого. Солдатский орден Славы в трех степенях на георгиевской ленте повторял статуты дореволюционных Георгиевских крестов.

— Какой самый ценный экспонат приедет во Владивосток?
— Все экспонаты нашей выставки обладают особой ценностью, они являются крайне редкими, многие из них не встречаются в музейных и частных собраниях. Безусловными раритетами являются знак ордена Св. Андрея Первозванного царя Петра I и орден «Победа» маршала Советского Союза Константина Рокоссовского.

— У каждого ордена был реальный владелец? Как ордена попали в коллекцию?
— В нашем собрании хранятся ордена, принадлежавшие представителям Дома Романовых, королям и императорам европейских государств, а также руководителям Советского Союза. Кремлевская коллекция орденов начала формироваться с передачи императорами на хранение некоторых уникальных орденских знаков в конце XVIII века. После Февральской революции 1917 года на хранение в наш музей поступило имущество Капитула российских орденов и дворцовые ценности. Собрание помимо эталонных орденских знаков из Капитула орденов пополнилось оригиналами статутов, а также печатями и аксессуарами, связанными с орденским церемониалом. В 1997–2009 гг. из Управления президента РФ по государственным наградам на постоянное хранение были переданы государственные награды СССР и Российской Федерации.

— В чем заключается новаторство советской наградной системы?
— После революции 1917 года советское правительство создало новую наградную систему, основываясь на новой идеологии, отменив все российские ордена. Утвердились новые официальные символы государства, в основе которых были вновь изобретенные элементы пролетарской символики: серп и молот, золотые колосья, красное знамя, красная пятиконечная звезда. Подобные символы, а также изображения фигуры красноармейца с винтовкой в руке, вождей (В. И. Ленина, И. В. Сталина) прежде в наградных системах не использовались.

— Расскажите о Статуте, презентация которого приурочена к 250-летию Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
— Во многих музеях страны, включая Государственный Исторический музей и Государственный Эрмитаж, планируются выставки, посвященные юбилею знаменитого Военного ордена. Наш музей своими уникальными памятниками также участвует во многих выставочных проектах. Однако для нас наиболее приоритетным является выставка во Владивостоке.

Именно к открытию выставки Музеев Московского Кремля в Приморском государственном объединенном музее имени В. К. Арсеньева приурочено издание, посвященное ордену Св. Георгия с публикацией оригинала Статута из кремлевского собрания об учреждении Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, подписанный императрицей Екатериной II 26 ноября (по новому стилю 9 декабря) 1769 года.


— Статут — это вообще европейская традиция. Российский чем-то от своих «коллег» отличается?
— Статут 1769 года об учреждении ордена Св. Георгия представляет собой особым образом художественно оформленный документ в драгоценном переплете из глазета с шитьем, написанный на пергаменных листах и украшенный живописными аллегорическими композициями. Оформление Статута было поручено художнику Гавриилу Игнатьевичу Козлову. Затем текст Статута после учреждения был опубликован типографским способом, выдавался всем кавалерам ордена при награждении, поскольку он являлся законодательным документом с перечислением условий награждения орденом и правил ношения орденских знаков. Статут является произведением искусства, оригинал которого, художественно оформленный и подписанный императрицей Екатериной II, практически никто не видел. Мы надеемся, что издание оригинала Статута ордена Св. Георгия 1769 года с сопутствующими научными статьями станет своеобразным подарком для всех, кто интересуется славными страницами нашей истории.

— Людмила Михайловна, а чем вообще важна эта выставка?
— Мы полагаем, что выставочный проект «За службу и храбрость. Награды России» имеет большое значение для воспитания юного поколения в духе патриотизма и уважения к наивысшим проявлениям гражданской и воинской доблести, подвигам веры, верности и трудов во благо своего Отечества.

— И последний вопрос: есть ли у Вас любимые экспонаты?
— Мне сложно выделить какой-либо определенный орден из нашей коллекции, ведь я храню орденские знаки всех наших императоров и императриц, начиная с Петра Великого. Особый трепет у меня вызывает Большой крест Великого магистра Суверенного Военного ордена госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты Жана де ла Валлетта, возглавлявшего Орден в 1557-1568 годах. При его правлении Орден оставил Родос и обосновался на Мальте.

Справка
Статуты представляют собой особым образом художественно оформленные документы об учреждении российских императорских орденов и внесении последующими правителями в уже имеющиеся Статуты новых положений и изменений. Особой гордостью собрания Музеев Московского Кремля являются оригиналы всех Статутов ордена Святого Георгия: первый — об учреждении Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, подписанный императрицей Екатериной II; второй — дополненный новыми положениями и подписанный императором Николаем I; третий — Статут, утверждённый императором Николаем II.

Популярное