Бонсай – жизненный путь Андрея Бессонова

17:58 12 августа 2015
3489
0
alt=

Нет никаких сомнений, что таких юношей, как герой этой публикации, в России можно сосчитать по пальцам. Вот уже год выпускник Галёнковской средней школы Андрей Бессонов постигает искусство и науку художественного выращивания миниатюрных деревьев Бонсай. И не где-нибудь, а в самой Японии, сообщает «Приморская газета» со ссылкой на газету «Заря» Октябрьского района.

У себя на родине работы мастеров бонсай ценятся наравне с полотнами художников и скульпторов, и спрос на них очень велик. В России же данное искусство только набирает популярность, и то среди отдельных любителей, разбросанных по всей стране. Правда, вчерашних школьников, вроде Андрея, среди них не встретишь, так же как и тех, для кого бонсай не просто хобби, а жизненный путь.

– Андрей, когда впервые ты узнал о бонсай?

– Почти семь лет назад я впервые увидел фотографии в китайском настенном календаре. Да и то, если меня не обманывает память, на них был изображен пенджинг – китайское искусство, давшее начало бонсаю. Оно подразумевает создание миниатюрного ландшафта из камней, воды, травы и тому подобного, тогда как бонсай – дерево.

– Могу предположить, что до увлечения бонсай ты любил возиться с растениями?

– О да! Когда появился ярый интерес к уходу за растениями – за два года до бонсай – подоконники в квартире ломились от растений. Каждый праздник, каждый новый подарок, который я получал в те годы – новый экземпляр. Но помню, что возился с растениями и пробовал их выращивать с малых лет. Тогда еще не со своими, а помогал моей бабушке Елене Николаевне Земцовой, которая обожает цветы. Возможно, это и была первая подсказка судьбы, ведущая к бонсай.

– Твоим первым учителем стал Интернет?

Бонсай

– Да, но это был плохой учитель! Благодаря статьям, в которых трудно что-то верно понять, где информация собрана в кучу, погибло мое первое деревце. Хотя его таковым и назвать сложно. Небольшой фикус толщиной с карандаш, который спустя полтора месяца после «зверских издевательств» – тогда мне казалось, что я творю шедевр – засох. Да, вот такой печальный старт.

Разобраться в том, что такое бонсай, Андрею помог его нынешний друг из Москвы Павел Карпенков, снявший множество обучающих роликов на данную тему, а через какое-то время на одном из форумов юноша познакомился с Андреем Дарусенковым, человеком, которого смело можно назвать самым лучшим бонсаистом в стране, объединившим вокруг себя немногочисленное отечественное бонсай-сообщество.

– Андрей Олегович смог что-то разглядеть во мне, – говорит его галёнковский тезка. – Весной 2010 года он прислал мне в подарок деревья, находящиеся на разных стадиях формирования, тем самым помог перескочить начальный этап, на котором многие останавливаются либо вообще уходят из этого искусства. Андрей Олегович продолжает помогать мне и по сей день, за что ему огромное спасибо!

В феврале 2010 года, набравшись опыта, Андрей провел в родной школе две лекции по бонсаю. По его словам, это были реальные попытки создать в стенах учреждения курсы японской науки. Но, к сожалению, найти единомышленников среди учащихся школы не вышло.

– Тогда я серьезно почувствовал вкус провала, поняв, что рассказать о бонсай целой группе людей или кому-то одному из знакомых – разные вещи. После этого я начал интересоваться темой публичных выступлений, коммуникаций и взаимодействия с людьми и продолжаю это до сих пор! Не мастер, но учусь. Это весьма важные навыки для работы в сфере бонсай.

Прошло полтора года, и летом 2011-го Андрей начал работу под крылом ботанического сада-института ДВО РАН, где раз в два месяца организовывались встречи поклонников и любителей бонсай г. Владивостока. Мероприятия дали школьнику хороший опыт и знания для дальнейшего саморазвития.

– О том, чтобы отправиться в Японию на летних каникулах и начать заниматься бонсай профессионально, я начал задумываться осенью 2011-го, – продолжает Андрей. – Попросил помощи у Андрея Олеговича, и он рассказал обо мне Йосихиро Накамизу, директору компании «Bonsai Network Japan», который полностью организовал мой приезд в Японию и обеспечил мое комфортное пребывание там. Всё лето будущего года я учился и работал в питомнике семьи Като Мансей-ен в районе Омия – настоящем городе бонсай, объединяющем пять садов-питомников и музей Искусства Бонсай. Сейчас владельцем и главой семьи является Хатсудзи Като, которому я выражаю огромную благодарность за то, что он принял меня и дал бесценные знания для дальнейшего развития.

Как признается Андрей, ни один день пребывания в бонсай-питомнике не прошел впустую и был насыщен новыми впечатлениями и знаниями. Юноша посетил соседние питомники и сады, включая обычные, традиционные, и познакомился с другими учениками, среди которых он был самым младшим. Японским подмастерьям в среднем по 20 лет.

Питомник бонсай

В Мансей-Ен каждый день приходят посетители, чтобы полюбоваться бонсай. Причем не только японцы, но и туристы и гости из разных стран мира. Увидеть в одном из подмастерьев юношу не японских кровей для большинства было удивительно, а тот факт, что он из России, да ещё и школьник, вообще ввергал иностранцев в шок.

Во время японских «каникул» Андрею довелось поработать под руководством других мастеров: Кавабэ, Урусибата, Кимура. Последний считается лучшим мастером бонсай не только в Японии, но и в мире. Каждая его работа – настоящий эксклюзив. И волею судьбы наш земляк попал в число его учеников, получив личное приглашение мастера.

– О господине Кимура я узнал 6 лет назад от друга по переписке, – вспоминает Андрей, – рассказавшего мне, что есть в Японии человек, считающийся богом в бонсай. Фотографии, которые мне удалось раздобыть на тот момент, меня впечатлили. Некоторые из них попадались в поисковиках по слову «bonsai», но тогда я ещё не понимал, на какие шедевры смотрю и кто их сотворил. Через какое-то время в Интернете мне довелось найти две части телефильма с его мастер-классами. Признаюсь, смотрел их с открытым ртом и многого не понимал. Это всё подлило масла в огонь, в хорошем смысле, разумеется.

С тех пор мастер Кимура стал для Андрея кумиром. Юноша узнал о нем всё что мог: что легендарный бонсаист начал обучаться бонсай с 15 лет, и не по своему решению, а по воле матери. Сейчас ему 75 лет, и, по словам Андрея, когда мастер говорит о бонсай, его глаза горят, как у мальчишки.

Несколько лет Андрей мечтал хотя бы просто увидеть его работы, а мысли, как известно, материальны.

– Скажу так: с улицы к такому человеку близко никогда не подойти. Мне же тогда выпала честь побывать у него в гостях один день и воочию понаблюдать за его работой. Я не забуду это никогда. Когда же я за день до отъезда в Россию получил приглашение прийти в гости к Кимуре еще на два дня, я был на седьмом небе от счастья!

В один из этих счастливых дней Андрею выпала возможность ассистировать Кимуре на демонстрации для журнала «Bonsai Sekai» в 2012 году. Часы, проведенные с мастером, произвели на молодого человека столь сильное впечатление, что он железно решил для себя, сделать всё возможное, чтобы стать его учеником.

Отметим, что такой опыт является уникальным в мире бонсай. Обычно иностранцы, исходя из полученной информации из Интернета, выбирают себе учителя и через знакомых пытаются попасть к нему. Нашему земляку же довелось лично поработать с каждым мастером и определиться с наставником.

– Это весьма эксклюзивный шанс, – говорит Андрей, – вот так без последствий сменить наставника. Но не думайте – с семьей Като мы остались хорошими друзьями. Их питомник является дилерским и лучшим в своем деле. Время, проведенное там, позволило мне изнутри увидеть, как работает вся система бонсай в Японии и как она контактирует с другими странами. Это весьма ценный опыт. Да и без них у меня бы не получилось попасть к Кимуре.

Уже год Андрей учится мастерству у господина Кимуры. Впереди – ещё пять лет.

– Это тяжелая и трудоемкая работа, – признается юноша. – Режим у нас не как у обычных студентов: ежедневная работа по 12-15 часов в сутки (в саду примерно 1000-1500 деревьев. – Прим. ред.), выходной один раз в месяц, плюс всего неделя отпуска в год. Но никому не надоедает, никто не устает и не хочет уходить. Разве можно остановиться, когда учеба приносит такое удовольствие? Да, режим очень строгий, соответствующий старому стилю воспитания мастеров, но именно ученики моего мастера – ведущие профессионалы мира.

– Как отнеслись родители к твоему решению уехать в Японию?

– Конечно, мама была против. Во-первых, потому что будем очень редко видеться – разные страны, как не крути, во-вторых, она всегда хотела, чтобы я учился в государственном университете. Но финальное слово было за мной. Университет может подождать, а вот мой наставник Кимура – нет. Он подарил мне уникальный шанс, подвинув очередь желающих учиться у него, и взяв на обучение меня. Да и не молод он уже...

По окончании обучения Андрей получит сертификат мастера Японской ассоциации бонсай, но как он сам признается: в мире бонсай важен не документ, а навык.

– Клиенту нужно показывать отличный сервис и работу. Бумажки никого не интересуют. Не забывайте, Кимура очень известен: он во всех ведущих журналах, его питомник раз в неделю посещают иностранцы и целые группы туристов. Поневоле и обо мне и всех учениках уже к концу учёбы узнает каждый человек, занимающийся бонсай.

Мечта Андрея (хотя вернее будет назвать ее планом на будущее) – развивать бонсай в России, открыв здесь свой бизнес. Но сначала, дабы накопить капитал для старта, «придется» какое-то время пожить в Европе, где бонсай более востребован. И, конечно, помогать тем, кто, как когда-то он сам, только собирается посвятить свою жизнь этому удивительному искусству. Пожелаем ему удачи!

За все успехи Андрей признателен не только судьбе. Юноша выражает благодарность своей семье и друзьям, поддерживающим его на протяжении всего невероятного пути перемен.

А. Дроздов

Фото из архива 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление