Белое безмолвие нарушат караваны: ледоколы из Приморья покорят океан

09:18 18 ноября 2018
3046
2
alt=

В 2020 году на «Судостроительном комплексе «Звезда» будет заложен уникальный атомный турбоэлектрический ледокол проекта 10510 «Лидер». Его главная задача — сделать Северный морской путь (СМП)  доступным для круглогодичного использования. Об этом сообщает «Приморская газета». 

Справка
Коммерческая стоимость работы одного ледокола в сутки зависит от сложности задачи, режима и периода использования судна, поэтому колеблется от 3,7 млн до 5,7 млн рублей. 


Севморпуть, героический морской маршрут, известный еще со времен царской России, проходит по морям Северного Ледовитого и частично Тихого океанов. Путь по нему гораздо короче, чем через южные моря (через Суэцкий канал). К примеру, протяженность Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет 14 тысяч километров, в то время как южный путь растягивается на 23 тысячи. Пока, правда, самым привлекательным путем с Запада на Восток страны остается Транссибирская магистраль, протяженность которой менее 10 тысяч километров. И если отечественных производителей сухопутный вариант доставки вполне устраивает, то наши соседи по АТР все больше интересуются возможностями Севморпути. Куда как удобнее загрузить судно в порту Японского моря и разгрузить уже где-нибудь в Европе. Или наоборот. Для этого и нужна круглогодичная  северная навигация.

«Первой ласточкой», призванной победить ледяной барьер Северного Ледовитого, станет ледокол «Арктика», начало эксплуатации которого намечено на первое полугодие 2019-го. Этот самый мощный в мире ледокол (60 МВт) был спущен на воду в 2016 году со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Сейчас ведется его достройка. Главное отличие «Арктики» и еще двух строящихся ледоколов проекта 22220 в том, что они являются двухосадочными. Это, по словам директора по технической эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» Олега Дарбиняна, позволит «трем богатырям атомфлота» не только ходить морем, но и заходить в полярные реки.

Директор по технической эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» Олег Эдуардович Дарбинян


— Именно поэтому их и называют универсальными. Сегодня большой ледокол мы даже теоретически не можем загнать в реку — мешает низкая осадка, благодаря которой он и справляется со льдом, идя по морю. За счет развитой балластной системы новые ледоколы смогут на два метра изменять осадку, в зависимости от поставленной задачи, — уточнил Олег Дарбинян. 

Приморье откроет восток Арктики

Окончательно Северный Ледовитый превратится в судоходную магистраль с запуском «Лидера». Пропульсивная мощность этого ледокола вдвое больше, чем у «Арктики» — 120 МВт. Построен мощный северянин будет на судоверфи «Звезда».

Атомный турбоэлектрический ледокол «Лидер»
Длина - 209 м
Ширина - 47,5 м
Осадка - 13 м
Водоизмещение - 70 674 тонн

— В 2019 году мы намерены подписать контракт на его строительство, а в 2020-м начать работы. В этом случае мы можем ожидать его выход с верфи в 2027 году, — подчеркнул директор по техэксплуатации «Росатомфлота». — Кроме мощности судна, интересна и его ширина — она составляет 47 метров. Задача, под которую строится «Лидер», состоит в обеспечении круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики, чего сейчас там нет. Пока круглый год суда ходят только на Европу. На Азиатско-Тихоокеанский регион  по свободной воде они ходят только с июля по январь. «Лидер» же поведет за собой основной караван из 15 новейших газовозов, у которых при длине 300 метров, ширина — 50.

Обеспечивать проводку таких гигантов современными ледоколами, ширина которых всего 34 метра, достаточно затруднительно. Приходится либо два из них пускать определенным строем, либо одному сновать туда-сюда перед караваном, что сильно замедляет общее продвижение. «Лидер» в одиночку справится с этой задачей, не снижая коммерческой скорости, которая при толщине льда в два метра составляет 10 узлов (около 18 км/час). 

С наглядным пособием по Северному морскому пути пассажиры атомохода «50 лет Победы» знакомятся прямо на палубе.


Такая скорость интересна предпринимателям, для которых время доставки груза — это деньги. Всего запланировано спустить на воду три ледокола по проекту 10510.

— «Лидер» будет обеспечивать вывоз газа в страны АТР круглогодично. Для этого ПАО «НОВАТЭК» планирует построит на Камчатке перевалочную базу на 20 миллионов тонн. Доставляемый сюда газ будут перевозить дальше на юг более маленькие, легкие и экономичные газовозы, — акцентировал представитель «Росатомфлота». — При этом произойдет перераспределение грузопотока: 30% природного газа будет вывозиться в Европу, 70% — в страны АТР, где основными потребителями являются Япония, Корея и Китай, — рассказал Дарбинян. — Кстати, уже сейчас заметно вырос грузопоток. Так, если в 2009 году время работы каждого ледокола в среднем составляло 150 суток, то в 2017-м — уже 278. В абсолютных цифрах это выглядит так: грузопоток в 2017 году составил 11,5 миллиона тонн, на текущий год запланировано 16-18 миллионов, а в 2019-м — уже 25 миллионов тонн. 

Увеличение числа перевозок потребует в ближайшие годы и увеличения ледокольного флота (сейчас в строю порядка 40 судов). Поэтому кроме четырех атомных ледоколов запроектировано еще четыре, но работающих на сжиженном газе. Такие суда позволят заметно сэкономить на топливе, кроме того, загрязнение окружающей среды будет сведено к минимуму. 

Вместо «принцесс»  — ледокол 

Какие ледоколы сегодня совершают рейсы в Северном Ледовитом океане, «Приморской газете» наглядно продемонстрировали на примере атомохода «50 лет Победы».

Капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Викторович Лобусов

— Это последний ледокол из старой серии «Арктика» — первый был построен в 1975 году. Надежный, как автомат Калашникова. Главная конструктивная особенность судна в том, что оно может ломать лед как носом, так и кормой. Для этого ледокол разворачивается и тремя винтами, каждый из которых весит 50 тонн, словно перфораторами, разламывает лед, — начал знакомство с «50 лет Победы» его капитан Дмитрий Лобусов. — При длине чуть больше 160 метров он имеет ширину 30, это как раз и не позволяет вести за собой  крупнотоннажные  наливные суда. 

Однако сегодня даже у старых ледоколов безопасность возведена в абсолют. Кроме атомного реактора, на судне установлены аварийные резервные дизель-генераторы. Они автоматически включаются в случае срабатывания аварийной защиты на реакторе.

На капитанском мостике

— Тем самым обеспечивают электропитание судового оборудования. Затем электричество подается всем остальным потребителям, включая каюты. С собой всегда берем месячный запас дизельного топлива, и если реактор встанет, то двигаться мы не сможем, но проживем месяц в относительном уюте и тепле, — усмехается Дмитрий Лобусов. 

Кстати, на капитана ледокола нигде не учат.

Десант приморской прессы на борту ледокола

—  Я закончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени С. О. Макарова, — пояснил Дмитрий, —  Учились возить грузы, мечтали ходить в теплые края. О ледоколах знали только из детских книжек — в «Букваре» была самая первая картинка с ледоколом «Ленин». Больше нам никто и ничего об этих судах не рассказывал. При распределении попросился в Мурманское морское пароходство, где в годы учебы проходил практику. Просьбу удовлетворили, но места были только на ледокольном флоте. Я решил, что переведусь на транспортный флот потом, и отправился на свой первый ледокол — «Арктика». Тут же на нем вышел в море — попал в очень тяжелый, но не менее интересный рейс. И с тех пор уходить я не захотел с ледокольного флота. В мое время и другие выпускники попадали на ледокольный флот не по желанию, а в силу разных причин. Но, поработав здесь и узнав, что такое ледокол, что такое Арктика, увидев, что  представляет собой наша работа, большей частью оставались. Сейчас люди приходят целенаправленно именно на ледокольный флот. 

Комментарии

Читатель

19 ноября 2018, 02:48
Вы перепутали имя Капитана. Дмитрий Викторович его зовут.

Роман

19 ноября 2018, 02:54
Исправьте пожалуйста имя - Дмитрий Викторович Лобусов!

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление