Алиса Багдонайте: «Делать не выставку, а дискуссию»

11:35 27 апреля 2016
2651
0
alt=

Приморскую выставку «Край бунтарей» номинировали на одну из самых авторитетных премий в области современного искусства — «Инновация». Итоги конкурса подведут 18 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. О том, как отбирались картины для выставки, кто такие художники–бунтари и почему искусствоведам бывает неинтересна русская академическая живопись, «Приморской газете» рассказала главный куратор Центра современного искусства «Заря», куратор выставки «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока. 1960–2010-е» Алиса Багдонайте.

— Как родилась идея создать выставку «Край бунтарей?

— Наша выставка — это первая попытка рассказать о современном искусстве Владивостока как о едином процессе, к которому принадлежат свои участники и особая линия развития событий, начиная с 1960-х годов и по сегодняшний день. Создавали экспозицию мы не одни, ведь музей современного искусства «Заря» существует лишь с 2013 года, а вместе с партнерами. Ими стали Приморская краевая картинная галерея, основанная в 1960-х годах, галерея современного искусства «Арка», она работает с 90-х, и музей современного искусства «Артэтаж».

Фото Глеба Ильинского

Выставка предлагает взглянуть на современное искусство Владивостока извне этой творческой сцены. Это связано ещё и с тем, что я, как куратор экспозиции, знакомилась с творческой историей города по ходу работы над выставкой и не была в курсе многих взаимоотношений, которые выстраивались годами. Другой куратор, Вера Глазкова, и научный консультант выставки Наталья Левданская работают с этим материалом многие годы, и наше сотрудничество дало возможность и собрать разнообразный материал, и одновременно дать ему новую перспективу.

Разумеется, проект — это неоднозначная трактовка истории современного искусства и призывает к дискуссии, так как работы многих важных, известных художников не вошли в выставку. Но это авторская версия, поэтому я предлагаю каждому посмотреть экспозицию своими глазами и составить собственное мнение или даже — собственную выставку. Важнейшая цель — не собрать экспозицию, а создать платформу для дискуссии.

— А как вы отсеивали, кого брать, а кого нет?

— Довольно просто и сложно одновременно.  Во-первых, мы сфокусировались на искусстве, альтернативном официальной линии. Хотелось рассказать о бунтарях своего времени, тех, кто не боялся не соответствовать линии, в которой искусство являлось прямым продолжением идеологии власти. Они понимали, что за их работы им вряд ли достанутся огромные мастерские, залитые через большие окна солнечным светом, что за ними вряд ли последует слава и деньги. Так, мы решили в первую очередь рассказать о художниках, руководствовавшихся не рациональным мышлением, а стремлением к индивидуальности и независимости в искусстве. Вот за что, в первую очередь, хотелось зацепиться. 

Фото Глеба Ильинского

Понимаете, в процессе развития у художников появляются многие соблазны. Особенно во Владивостоке — городе, который находится рядом с Китаем и Южной Кореей, где стремительно растет средний класс, где активно строят дома и в них часто покупаются картины в жанре русской академической живописи. Жанре, весьма востребованном в коммерческом плане и имеющем малое количество критериев для оценки. Так, значение имеет, как правило, лишь визуальная сторона — то, насколько удачно работа вписывается в существующий интерьер, подходят ли ее цвет и размеры. Картина заранее призвана понравиться непредвзятому ценителю, человеку, не разбирающемуся в искусстве и покупающему ее исключительно в качестве украшения в дом. Поэтому русскую академическую живопись мы сразу и исключили.

В результате получился некий срез художников, преданных делу и довольно четко понимавших свою миссию искателей и новаторов. Их практически невозможно причислить ни к одному общеизвестному лагерю, в то время как они создали очень интересные работы.

Поскольку подобных проектов в городе раньше не создавали, для нас было очень важно выстроить коммуникацию со зрителем. Мы организовали показы документальных фильмов про местных художников, которые помогли публике узнать больше о таких людях, как, например, Евгений Макеев, Виктор Федоров, Александр Пырков. Кроме того, было проведено несколько дискуссий, лекций и творческих встреч, участие в которых приняли культурологи, искусствоведы, сами художники. Таким образом, те, кто хотел узнать больше, чем мы могли представить в экспозиционных залах, получили такую возможность.

— Для вас лично картины кого-нибудь из бунтарей оказались особенно близки?

Фото Глеба Ильинского

— Для куратора, занимающегося искусством, чрезвычайно важно присутствие эмпатии, позволяющее поставить себя на место художника, сопереживать, сочувствовать и сострадать ему, не теряя при этом объективности и дистанции, существующей между ними. Поэтому я была открыта всему искусству, которое мне показали, даже тому, что в финальный вариант выставки не вошло. И любимые работы действительно появились, но, я думаю, несправедливо будет сейчас называть их, так что давайте оставим это за кадром.

— Это ваше право. На ваш взгляд, можно ли назвать само создание выставки вкладом в развитие современного искусства Владивостока?

— Разумеется. Как минимум, мы создали огромный архив современного искусства города. С творческим наследием всех художников, работы которых представлены на выставке, мы активно поработали, включили их в каталоги, собрали многочисленные публикации. Немаловажно и то, что картины некоторых из них, в том числе и тех, кого уже нет в живых, впервые были выставлены во Владивостоке и за пределами города. Ведь, напомню, наша выставка еще не завершена. Сейчас ее можно увидеть в самом крупном музее современного искусства России — «Эрарта». Он находится в Санкт-Петербурге.

Еще несколько работ экспонируется в выставочном зале Государственного центра современного искусства в Москве. Там же демонстрируются фото с экспозиции, как она была представлена во Владивостоке.

— Алиса, давайте поговорим об еще одном крупном проекте, реализующемся в стенах «Зари» — арт-резиденции для художников. Скоро будет год, как она открыта. Какие-то итоги уже можно подвести?

— Да, за этот год в нашей арт-резиденции побывало порядка 30 художников. Помимо россиян, это жители Франции, Германии, Таиланда, Турции, США, Украины и Швейцарии. Сейчас мы начали собирать коллекцию из материалов, созданных нашими резидентами в Приморье. Так, например, сейчас на фабрике экспонируются работы Александра Морозова. Это графика, посвященная миграции птиц. Она была создана художником на основе наблюдений за птичьими перелетами из разных необычных точек в крае. Так, например, он фиксировал передвижение птиц, сидя на сопке Монастырской во Владивостоке, — месте, обладающем определенной энергетикой. Также здесь можно посмотреть фотографии Алексея Боголепова.

Фото Глеба Ильинского

Кстати, на этой неделе, 28 апреля, у нас открывается выставка резидента из Санкт-Петербурга Алексея Боголепова. Экспозиция представит собой инсталляцию, фотографию и архитектурные модели, отсылающие к утопической архитектуре и к архитектурным проектам 1960-х годов, вымышленных художником.

Другой наш резидент, Слава ПТРК, оставил после себя в городе около десяти работ, которые и сегодня украшают разные улицы Владивостока. Некоторые из них лирично, иные иронично взаимодействуют с ландшафтом. Так, например, на въезде в город есть полуразрушенный виадук. Сам надземный переход когда-то снес грузовик, и остались только основания. Так вот на его лестницах, которые сейчас ведут просто в небо, он нарисовал пилотов и стюардесс, словно поднимающихся по трапу.

Другой рисунок этого художника украшает фасад Приморского краевого театра молодежи. Он нарисовал девушку в ниспадающем вниз длинном платье. При этом ее одежда по задумке автора должна была плавно превращаться в облако тегов, которыми граффитисты исписали здание. Теги — одна из самых простых форм граффити, заключающаяся в том, что авторы оставляют свои подписи на максимальном количестве поверхностей. Работа Славы ПТРК помогла остановить эффект стихийных надписей на фасаде театра. Прошел практически год, а рисунок выглядит неизменно.

Конечно, я могу бесконечно рассказывать про наших резидентов, но, думаю, стоит вспомнить историю еще одного известного художника. Одна из самых известных международно российских художниц Наташа Першина (Глюкля), чьи работы вошли в основной проект последней Венецианской биеннале, продолжила во Владивостоке свой проект Музея Утопической Одежды. Она создала инсталляцию, включающую видео, основываясь на истории сотрудниц «Зари», работавших здесь тогда, когда предприятие было еще швейной фабрикой. После Владивостока видео из этой инсталляции было показано в Париже. Для нас эта экспозиция особенно важна, поскольку она продолжает линию преемственности. Мы стараемся помнить историю фабрики, не забывать, что это место, у которого есть душа и есть люди, отдавшие ему очень много времени и сил.

Фото Глеба Ильинского

— Есть какие-то еще крупные и интересные проекты, которые только готовятся к запуску?

— Разумеется. Сейчас я пребываю в огромном волнении, поскольку мы везем во Владивосток большую выставку человека просто космического масштаба — Юрия Соболева, одного из первых мультимедийных художников в нашей стране. Многие знают его по мультфильму «Стеклянная гармоника» или фестивалю КУКАРТ, который он создал.

Кроме того, к осени мы готовимся представить первую в мире ретроспективу работ режиссера новой немецкой волны в кино Харуна Фаруки. Она откроется ближе к началу международного кинофестиваля «Меридианы Тихого».

А еще к нам приехала журналист и кинокритик Алиса Таежная. Во Владивостоке она проведет ряд лекций и кинопоказов, посвященных мультидисциплинарности в кино и искусстве. Какие именно — пусть это будет сюрприз, увидеть который всех читателей «Приморской газеты» я с удовольствием приглашаю.

 

Наталья Шолик


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление