В 2018-м году Приморская картинная галерея подарила жителям края уникальные выставки: Карла Брюллова и его учеников, наследие приморских художников и редкий шедевр — мраморную голову древнегреческого бога войны Ареса. Коллекция учреждения пополнилась пейзажами Карла Каля и античной геммой. О том, чем примечательны эти экспозиции и почему интерес к оригинальным произведениям искусства не угасает даже в век гаджетов, «Приморской газете» рассказала директор картинной галереи Алена Даценко.
— Алена Алексеевна, поделитесь, пожалуйста, чем 2018 год запомнился Приморской картинной галерее?
— Планируя год, мы всегда думаем, что он окажется легче, чем предыдущий. Но, к счастью, все получается с точностью до наоборот. 2018-й порадовал посетителей нашей галереи традиционными Днями Эрмитажа и Неделей премьер, множеством интересных выставок и познавательных программ. Год у нас был посвящен античности. Думаю, что ее много не бывает, ведь все современное искусство, жизненный уклад, законодательство и другие сферы нашей жизни берут корни из прошлого.
«Голова Ареса» восходит к бронзовой статуе Ареса работы известного древнегреческого скульптора Алкамена, ученика великого Фидия
На выставке одного шедевра, в рамках «Дней Эрмитажа во Владивостоке-2018», мы представляли скульптуру — «Голову Ареса», выполненную неизвестным скульптором во II веке нашей эры. Интересно, что позже фотография этого памятника была опубликована на обложке журнала «Эрмитаж». Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, тогда обратил внимание на то, что Эрмитаж присылает во Владивосток шедевры первого ряда, которые занимают достойное место в постоянной экспозиции одного из величайших музеев мира! Очень важно, чтобы наш приморский зритель понимал, как серьезно сотрудники Эрмитажа подходят к отбору произведений для экспонирования в столице Приморья. Действительно, и в 2017 году к нам приехал великолепный образец вазописи — древнегреческий кратер IV века до новой эры, который сейчас является одним из центральных экспонатов нового зала античных ваз Эрмитажа. Античность настолько увлекла нас и наших зрителей, что в 2018-м году мы запустили лекторий по истории античной культуры и литературы. Его ведет доцент кафедры романо-германской филологии ДВФУ Максим Жук. И надо сказать, что его лекции собирают полный зал.
— Пользовалась ли успехом выставка «Великий Карл»?
Выставка работ Карла Брюллова открыла до 13 января
— Конечно, это еще одна знаковая экспозиция уходящего года. Ее мы готовили совместно с Русским музеем. На выставке собраны работы всемирно известного Карла Брюллова и его учеников. По нашим подсчетам, экспозицию уже посетили более 27 тысяч человек. И это еще не предел, потому что выставка открыта до 13 января. Кстати, такая выставка — это редкий шанс увидеть подлинники работ Карла Брюллова, особенно графику Великого Карла — ведь графика экспонируется не более четырех месяцев в году, а в остальное время, как правило, отдыхает в фондах. В этом году графические работы Карла Брюллова всё отведенное для показа время провели именно в Приморье.
— Картинная галерея в честь 80-летия края и Союза художников России представила выставку «Художники Приморья. Наследие». В чем ее уникальность?
— В собрании Приморской государственной картинной галереи хранится более трех тысяч произведений приморского искусства, в том числе живопись, графика, прикладное искусство и скульптура. Но вместить все это богатство в 300 кв. м, а именно столько составляет площадь нашего Парадного зала, просто немыслимо. Так что перед нами стояла очень трудная задача.
Мы разделили выставку на три блока. В первом, который мы назвали «Начало», были собраны работы художников, стоявших у истоков приморского искусства. Среди них, например, Николай Штуккенберг, Карл Каль и Вацлав Пановский. Второй раздел, «Люди. Город. Край», передает атмосферу Приморья. На полотнах и графических листах можно увидеть природу нашего региона: женьшень, лотосы, цветущий багульник, а также людей, живущих в нем: рыбаков, моряков, пограничников, рабочих, докеров и других представителей довольно редких профессий. Завершает экспозицию раздел, посвященный создателям всего этого изобразительного наследия — художникам, составленный из их портретов и автопортретов.
Экспозиция выполнена так, что посетитель чувствует себя словно он находится в мастерской художника. Некоторые из произведений выставки дополнены элементами виртуальной реальности. Специально к выставке мы сделали настольную игру «Арт-Мемо», чтобы наши юные зрители могли познакомиться с произведениями приморских художников, в том числе тех, что находятся в экспозиции. На выставке организована специальная зона, где посетители могут посмотреть видеоматериалы о художниках, многих из которых уже нет с нами, полистать каталоги выставок и альбомы о творчестве приморских мастеров.
— В этом году на вашей площадке прошел первый выездной научно-практический семинар Русского музея. Что на нем обсуждалось?
— Мы постоянно говорим о том, что Владивосток находится далеко от центра России, и это очень ощутимо. Увы, региональные музеи далеко не всегда могут отправлять своих сотрудников на семинары и стажировки. А обмен опытом в нашей деятельности безусловно важен, поэтому очень здорово, что к нам приехали коллеги из Русского музея. В картинной галерее собрались 52 представителя музеев из Приморья, Камчатки, Хабаровского края и Амурской области. Планируется, что мы будем проводить такое мероприятие ежегодно. Тема семинара: «Работа с посетителями в музее XXI века: современные тенденции и актуальные практики».
— И как же работать с современным посетителем?
— Как музею жить в XXI веке — это вопрос, который волнует, пожалуй, каждого работника нашей сферы. Сегодня, в век гаджетов, совсем необязательно идти в Лувр, потому что всю коллекцию можно посмотреть в интернете, причем в высоком разрешении. Когда Русский музей стал оборудовать виртуальные центры в различных городах, то многие коллеги отнеслись к этому скептически и решили, что в таком случае в сам музей никто не пойдет. Но все оказалось абсолютно иначе. Интерес к подлиннику не угасает. Современные технологии, если их правильно использовать, только подогревают интерес к подлинникам.
Современный приморский зритель немного избалован. Еще 10 лет назад никто и подумать не мог, что к нам приедут картины Айвазовского, а сейчас это даже некая обыденность. Так что будем удивлять по-другому. Было бы интересно разработать специальное приложение для постоянной экспозиции галереи, чтобы человек смог узнать историю создания картин, изучить полотна по крупицам, увидеть процесс реставрации. Такая практика применяется, например, на выставке Питера Брейгеля, которая сейчас проходит в Вене. Посетители могут рассмотреть даже отпечатки пальцев художника.
— Алена Алексеевна, а какими произведениями искусства недавно пополнилась коллекция картинной галереи?
— В этом году у нас более 80 приобретений. Сегодня у картинной галереи нет отдельной статьи расходов на покупку экспонатов, как это было в советское время, поэтому покупаем все за счет заработанных средств. Несомненно, коллекция должна пополняться. Мы очень рады, когда художники продают свои работы нам, а не частным коллекционерам, которые отдали бы за них гораздо большую сумму. Так возможность увидеть редкие произведения появляется не только у отдельных людей, но и у всех желающих.
Каждый год на Неделе премьер мы чествуем наших дарителей. В этом году жительница Владивостока подарила нам античную гемму — кроваво-красный сердолик с изображением древнегреческой богини. У этой геммы вообще очень интересная история. В 1930-х годах этот камень нашли мальчишки на раскопках в Крыму. Позже он каким-то образом перешел в наследство жительнице нашего города. Она много лет назад обрамила его в золото, чтобы носить, как перстень. Но, посчитав, что камень приносит ей неудачу и поэтому должен храниться в музейном собрании, владелица передала его нам. Кстати, личность богини, которая изображена на гемме, нам только предстоит установить. Возможно, это Афина. Но вопрос еще открыт, потому что она носила длинный хитон, в то время как женщина, изображенная на гемме, одета в короткий.
— А стало ли больше картин, написанных местными авторами?
— В этом году мы приобрели у московского коллекционера «Весенний пейзаж» известного приморского художника Карла Каля. Картина была без подрамника, а на срезанном холсте стоял штамп о том, что картину вывозили в Маньчжурию. Но то, что картина принадлежит именно кисти Каля, было очевидно. Произведение представили публике на Неделе премьер. К этому времени произведение отреставрировали наши художники-реставраторы. В 2015 году во Владивосток вернулась одна из работ Карла Каля, приобретенная господином Ирино Торадзо в 1920 году и вывезенная впоследствии в Японию, где хранилась в доме семьи Ирино. Госпожа Ирино Рейко в 2015 году безвозмездно передала ее в дар галерее. В честь этого события мы организовали уникальную выставку, на которой были представлены работы Каля из нашей коллекции и из коллекции Дальневосточного художественного музея (Хабаровск). Очень гордимся нашим приобретением, потому что собирать работы приморских художников — одна из наших важнейших задач. Кстати, скоро наша коллекция работ Карла Каля пополнится еще одной его картиной. Она тоже принадлежит семье Ирино, только представителям другого поколения. Не буду раскрывать всех тайн, но надеюсь, что мы представим ее на грядущей Неделе премьер-2019.
— Насколько востребованы произведения наших современных художников?
— В силу географических особенностей наибольший интерес к работам приморских авторов проявляют коллекционеры из Китая. Хотя наши художники прекрасно себя чувствуют и на западном рынке. Приведу в пример Сергея Меренкова, чью первую персональную выставку мы организовали в 2017 году. Сейчас его работы представлены на вернисажах во Франции, Германии и других странах.
Не в обиду будет сказано художникам запада нашей страны, но все их работы, на мой взгляд, чем-то похожи друг на друга. А у нас, дальневосточников, ситуация совершенно иная. В каждом регионе, в том числе в Приморье, на Камчатке, Сахалине, в Якутии, изобразительное искусство представлено яркими творческими индивидуальностями. Искусство Дальнего Востока представляет собой сложную и многообразную картину, в основе формирования которой есть европейская и отечественная художественные школы и где в полную силу заявляют о себе сильные традиции самобытных культур народов, населяющих эти огромные территории.
— Какие планы у галереи на 2019 год?
— Конечно, останутся наши традиционные мероприятия, такие как Неделя премьер и Дни Эрмитажа. Состоятся выставки, подготовленные совместно с нашими коллегами из региональных музеев, выставки проектов «Наш Дальний Восток», «Открываем запасники». Будут международные проекты с Кореей, Китаем, Италией. А еще мы решили продолжить античную тематику и представить золотые украшения из коллекции Эрмитажа. В новом году мы также привезем произведение итальянского художника эпохи раннего Возрождения, которое хранится в галерее Уффици во Флоренции. Эта выставка точно не оставит никого равнодушным.
Также будем развивать инклюзивные программы. В этом году на базе галереи мы впервые провели круглый стол, где собрали представителей учреждений культуры города Владивостока для знакомства и обмена опытом в области инклюзивных программ. У нас есть успешный опыт работы на постоянной экспозиции и выставках галереи со слабовидящимии слепыми людьми. Один из наших постоянных посетителей, Дмитрий, приходит в галерею с собакой-поводырем по кличке Чарли. Дмитрий рассказал, как друзья задали ему вопрос: «А зачем ты ходишь в галерею? Ты же ничего не видишь?». На что наш посетитель ответил, что он воспринимает искусство по-другому — через голос экскурсовода и воображение. Очень важно, чтобы и люди с ограниченными возможностями могли прикоснуться к прекрасному, открыть для себя мир искусства. В новом году у нас также появятся программы для слабослышащих людей, мы уже закупили специальные видеогиды.
— Алена Алексеевна, и напоследок хотелось бы задать личный вопрос. Что вы чувствуете, когда привозите в Приморье шедевры мирового уровня?
— Действительно, привезти к нам произведения искусства такого масштаба — очень сложная задача. У меня волнение начинается с того момента, когда экспонаты находятся еще на пути во Владивосток. За неделю до открытия выставки ажиотаж усиливается. С нетерпением ждешь открытия. Но после вернисажа драйв улетучивается, и его очень не хватает. Радует, что времени на отдых у нас немного. Не успеешь выдохнуть, и уже нужно начинать работу над следующей выставкой.