Александр Гордон: «Публика, которой интересен я, в кино не ходит»

12:45 27 сентября 2018
4470
0
alt=

Третий художественный фильм Александра Гордона вызвал полярные эмоции у зрителей: от безусловного принятия и восхищения до демонстративных уходов с показа и агрессивной полемики в комментариях. Впрочем, пугать автора критикой — дело бессмысленное. «Я бы тогда ни одно кино не снял», — говорит сам Александр Гордон. Да и вообще, по собственному признанию, он пока еще дилетант в кино и может позволить себе именно съемками картины избавиться от наболевшего.  С какой аудиторий общается Александр Гордон в своих фильмах, изучала «Приморская газета».

Кстати
16-й Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» проходит в столице Приморья с 21 по 27 сентября. В этом году зрителям показали 190 фильмов, которые сняли в 37 странах мира.

— У Вас репутация довольно жесткого критика. Когда Вы сами делали фильм, постарались учесть все те недостатки, на которые обращали внимание у других режиссеров?
— Когда что-то делаешь в театре или кино, нет времени рефлексировать. Это невозможно. Рефлексия приходит потом. Когда же собираешь фильм, то работаешь не один, что очевидно. Есть целая команда профессионалов — режиссер монтажа, режиссер звукомонтажа. Это те опорные точки, на которые ты вынужден обращать внимание в любом случае. Поскольку все они профессионалы, то как снимать ту или иную сцену, решается обычно в споре. Поэтому каких- то ошибок в смысле ляпов, конечно, мы себе не допускаем. Тем более что в программе «Закрытый показ», о которой вы как раз и говорите, я критиковал не то, как сделан фильм, а — ради чего. Кино у нас уже делать научились почти все. Я критиковал именно смысловое содержание. Любое послание состоит, как мне кажется, из трех частей: как сделано, что сделано и зачем. Вот чаще всего, когда я смотрел в рамках «Закрытого показа» фильм, я не понимал, зачем это сделано, что хотел сказать автор. А главное, кому хотел сказать. Ответ был: «Я так вижу»… Ну и видь себе. Зачем тебе аудитория тогда? Это ведь была основная претензия. А как это сделано — дело десятое.

— В фильме «Дядя Саша», который представлен на «Меридианах Тихого», Вы одновременно выступаете в трех ипостасях: режиссера, автора сценария и актера. Насколько сложно было договориться с собой именно как с актером?
— Тут трудность именно с технической точки зрения. Ты должен быть и в кадре, и вне кадра — надо же смотреть, что ты делаешь и делать одновременно. Современная техника в этом помогает. Это раньше приходилось ждать, когда пленка будет проявлена, а сейчас сняли кадр, подошли, посмотрели, поправили, еще раз сняли. Ну, как-то так.

— «Дядя Саша» — третий Ваш фильм. Между первым и вторым перерыв был большой. Насколько выросла та аудитория, к которой Вы обращались?
— Она выросла вместе со мной, потому что я не обращаюсь к какой-то специальной аудитории. Я говорю с какими-то известными людьми, а поскольку первый фильм я снял еще в 2000-м, то, конечно, за 18 лет изменились и я, и время, и публика.

Но, к сожалению, та публика, которой может быть адресовано мое кино, не ходит в кинотеатры. У нас сейчас прокатная задача: попробовать привлечь ту часть аудитории, которой я интересен, а не только сюжеты.

То есть, чтобы они пришли, купили билет и посмотрели фильм. Потому что без этого я просто не понимаю, кто это будет смотреть.

 

— А какая Ваша аудитория? Кому Вы интересны, с Вашей точки зрения?
— Женщинам (смеется).

— Это из-за того, что Вы как-то говорили, что у Вас абсолютно женские мозги?
— Да, наверное. Я их понимаю, а они — меня.

— В названии Вашего кино  есть некий оммаж к Чехову. Какие еще мотивы этого классика литературы звучат?
— Во-первых, чеховское ружье, которое висит в первом акте и должно обязательно стрелять в четвертом. И оно стреляет. И это настоящее ружье. Другое дело, в кого и как. Но это пусть зрители сами посмотрят. И кроме этого, есть жанр. Ведь даже «Чайка», в которой герои в итоге погибают, у Чехова это комедия. Такая мизантропическая. Комедия про отношения людей. То есть это не комедия ситуаций или комедия масок. Это комедия узнавания, когда человек узнает в персонаже себя и это узнавание ему кажется смешным. Вот что от Чехова. Ну и кроме того, там есть прямые цитаты. Например, когда герой соблазняет молодую девушку, он произносит ту цитату из «Чайки», которую обычно говорит Тригорин. А она ему отвечает репликой Нины. То есть она понимает, что он клеит ее не своими словами, а чеховскими. Ну и ситуация...— герои репетируют в поместье, на берегу реки. И все это очень похоже.

Справка:
Александр Гордон — обладатель пяти премий ТЭФИ (за программы «Закрытый показ» и «Гордон Кихот»), призер и участник отечественных и международных кинофестивалей. Картина «Огни притона» (2011) удостоена приза зрительских симпатий МКФ «Меридианы Тихого», диплома ОРКФ «Кинотавр», номинировалась на премии «Золотой орел» и «Ника». Автор документальных фильмов «Конец века», «Собрание заблуждений», «ЛДПР. 20 лет лицом к России».

— Первые рецензии на фильм крайне полярны. Есть даже такие, как «Самодовольный Гордон снимет самодовольного Гордона»…
— Если бы я обращал внимание на критику, я бы никогда в жизни ни одно кино не снял. Критик — это такой же человек, только испорченный большим количеством фильмов, которое он за свою жизнь посмотрел.

— Отойдем немного от кино к еще одной Вашей ипостаси. Если говорить о телевизионной работе, что Вам наиболее близко и любимо из того, что было за эти годы?
— Кстати, «Закрытый показ», с которого начался диалог, — это не авторский продукт. Понять, что есть мое, а где я приглашен лишь выполнить какую-то задачу, довольно просто: все программы, где есть название «Гордон», авторские. Это я подписываюсь под тем, что делаю. Все остальные — это программы, где надо просто честно сделать свое дело, чтобы аудитория смотрела. Да нет, я, наверное, не стану сейчас выделять ничего из того, что сделано... Может, «Гордон-Кихот», может, «Хмурое утро», которое никто не видел, потому что только на Москву вещалось.

— Сейчас очень большой процент развлекательных программ. Да, конечно, это одна из функций телевидения. Но не слишком ли их много?
— Мы должны понимать, что телевидение — это коммерческий продукт. Помимо того, что оно информирует и развлекает, оно в основном продает. Продает товары, идеи, людей, политиков. Так что рыночная составляющая телевидения неизбежна: если публика не покупает, то телевидению не на что жить. Рекламу туда не дают, если никто не смотрит. И тут нет никакого замкнутого круга. Это абсолютно коммерческий проект.

Наделять телевидение функциями, которые ему несвойственны: просвещать, приводить людей в чувство, тянуть к высокому — это безумие. Это ни у кого никогда не получится. Телевизор — это то, что мы смотрим, грубо говоря, между туалетом и кухней. Где тут место высокому?

Поэтому та ситуация, которая сложилась, она сложилась во всем мире, а не только в России. И, думаю, что она меняться не будет. С появлением Интернета появилась возможность делать телевизионный продукт нишевым. Ну прям совсем нишевым, где может быть своя, отобранная аудитория. А на больших каналах — нет.

— Вы во второй раз принимаете участие в столь значимом для Владивостока событии, как кинофестиваль «Меридианы Тихого». Отличается ли восприятие его Вами и восприятие Вас?
— Наверное, отличается. Да и фильмы разные. В прошлый раз, когда я привез фильм, его поставили для показа в маленьком зале, и он не вместил всех желающих. Тогда нам импровизационно сделали второй показ в большом зале. И он тоже был забит. В этот раз сразу шли в большие залы. И вчера довольно полный был зал. Ну и время различается: начало сентября и почти его конец. А так... Я изменился, и фестиваль меняется.

— Материал для четвертого фильма выбран?
— Нет-нет-нет. Я же дилетант, я говорил. Пока у меня не созреет замысел, снимать не буду. И у меня довольно большие перерывы между фильмами. Пока я до следующего фильма не созрел, у меня есть идея выступить продюсером для одного фильма. Даже замысел есть: у нас с Борисом Березовским возникла идея снять своего рода одесский мюзикл ... Такой... фольклорный, без написанной музыки. Даже сценарий уже есть, но пока до реализации далеко.
 

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление