Артисты Приморского академического драматического театра имени Максима Горького готовятся к гастролям в Москве. В июне они покажут столичной публике премьеры уходящего сезона — «Стена» и «Забыть Герострата?», уже полюбившуюся местным зрителям «Поминальную молитву», а также одну из самых масштабных постановок репертуара — «Крейсера». О том, как удалось организовать поездку, каких премьер ждать в предстоящем сезоне и что общего между театром и гужевой повозкой, «Приморской газете» рассказал художественный руководитель театра имени Горького Ефим Звеняцкий.
— Ефим Семенович, насколько я знаю, вы сейчас готовитесь представить «Крейсера» в Москве. Как удалось организовать гастроли?
— Действительно, в рамках программы «Большие гастроли-2017», реализуемой Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ, мы покажем свои спектакли на сцене Центрального Академического театра Российской Армии. Так, 8 июня мы представим публике «Крейсера», 9 июня — одну из премьер текущего сезона «Забыть Герострата?», 10 июня — одну из самых любимых приморской публикой постановок «Поминальная молитва». 12 июня жителей столицы ждет показ исторической драмы о героической обороне Смоленской крепости в 1609–1611 годах «Стена». Начало представлений — в 19:00.
Пока сложно сказать, высоким ли у московской публики окажется интерес к нашим спектаклям, поскольку мы выступаем в «трудные» дни, когда все садятся в машины и уезжают за город, на дачу или на какое-нибудь озеро половить рыбу. Но я надеюсь, что в городе останутся не только люди, которые любят театр и захотят подарить ему свое время, но, в том числе, и представители творческих профессий: актеры, художники, музыканты.
— Спектакль «Стена» — одна из самых «густонаселенных» постановок театра. Если я не ошибаюсь, в нем задействованы более 100 человек. Планируется ли «резать» состав для выездного спектакля?
— В постановке «Стена» играют более 130 человек, в том числе студенты трех курсов Дальневосточной академии искусств, проходящие у нас практику. Все они задействованы в выездном спектакле. Ребята смогут посмотреть Москву, сходить в столичные театры в свободное от работы время, сравнить и, может быть, даже вдохновиться на дальнейшие свершения. Это такой очень важный момент причащения молодых людей к театру.
Также мы везем с собой в Москву пять сорокафутовых контейнеров с реквизитом, костюмами, декорациями. Для нас такая поездка оказалась бы слишком затратной, поэтому особенно радует, что Минкультуры выделяет гранты на организацию гастролей для провинциальных театров.
— Ефим Семенович, знаю, что организация «Больших гастролей» связана с вашим недавним награждением премией правительства России. Расскажите, что значит эта награда для вас и для театра?
— Признание на правительственном уровне случается нечасто, поэтому неудивительно, что получение премии и диплома дарит мне вдохновение для дальнейшей работы и просто радость от пребывания на земле. Особенно приятно получать поздравления от коллектива. Не секрет, что в актерской среде, бывает, кто-то любит сцену чуть больше, кто-то — меньше, кто-то постоянно пытается перетянуть на себя внимание. Так вот, эта история не про наш театр. У нас уже долгое время сохраняется атмосфера теплого дома, настоящей семьи, где все друг другу рады. Поэтому и известие о награде здесь было встречено с радушием.
Еще радостно, что государственную награду, помимо меня, получил исполнитель одной из главных ролей в спектакле «Крейсера» — Валентин Запорожец. Валя, на мой взгляд, вообще артист будущего. Знаете, как в футболе: на поле играют все, но голы забивают единицы. Вот Валя «забивает голы», только на театральной сцене. Я счастлив, что он заслужил признание правительства.
Кстати, сейчас мы с ним репетируем «12 стульев» в нашем театре. Для меня эта постановка имеет особое значение. Прошло 20 лет, прежде чем я решился ее поставить. Для театрального режиссера это вообще неслыханная дерзость — замахиваться на такой спектакль. Валя играет в нем одну из главных ролей. Он — знаменитый «идейный борец за денежные знаки» и «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег у населения» — Остап Ибрагимович Бендер. Премьера ждет публику уже в следующем сезоне.
Фото Глеба Ильинского
— Ефим Семенович, вернемся к гастролям. Если вся труппа уедет в Москву, кто будет радовать в июне гостей краевого театра?
— Мы не оставим публику без спектаклей. На несколько дней мы освободим площадку для артистов Московского Губернского театра. Так, 9 июня здесь покажут героическую комедию Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» в постановке Сергея Безрукова. 10 июня публику ждет детский музыкально-пластический спектакль «Книга джунглей. Маугли», постановка Татьяны Вдовиченко, 11 июня — «Вид с моста», постановка Анны Горушкиной, 12 июня — «Прекрасное далеко», постановка Павла Артемьева. 13 июня — «Нашла коса на камень» по произведению классика русской драматургии Александра Островского, постановка также Сергея Безрукова. В главных ролях — Карина Андоленко, Дмитрий Дюжев, Галина Бокашевская, Антон Хабаров, Виктор Шутов.
— Обмен спектаклями между приморским и московским театрами — это, безусловно, хорошо. А стоит ли ждать приятных сюрпризов театралам в крае? Планируются ли гастроли по районам Приморья?
— Многие годы в Приморье реализовывалась программа, в рамках которой устраивали театральные гастроли по районам края. В этом году я обратился сначала к Законодательному собранию Приморского края, а после и к губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому с предложением возобновить ее действие, и неожиданно его поддержали. Нам выделили финансирование на гастроли по краю.
Для нас такая поддержка очень важна. Ведь когда ты едешь в отдаленные села или города Приморья, к примеру, в Дальнегорск, то приходится там ночевать. А гостиницы стоят столько, что наш доход их не покрывает. Мы вынуждены продавать билеты по 200, 300, 500 рублей. Таким образом, финансирование из бюджета становится серьезной компенсацией: уже не нужно рассчитывать только на заработок, переживать о том, чтобы заполнился весь зрительный зал.
Сегодня у нас расписаны гастроли по всему краю. Причем таким образом, чтобы не нарушать цикл показов здесь, во Владивостоке, и не везти в села, как это часто любят делать, только бубен, скрипку и утюг. Публику ждут полноценные спектакли, такие, какими они бы увидели их здесь, на сцене нашего театра.
— Какие постановки вы повезете в районы?
— Постановки, которые по праву считаются украшением нашего репертуара. Например, «Дама с камелиями» по одноименному роману Александра Дюма в постановке Андрея Лапикова, «Забыть Герострата?» по пьесе Григория Горина. Будут и детские сказочные спектакли.
— Читала, что в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2017–2019 годы предусмотрены средства на реконструкцию театра. Уже известно, в каком объеме будет финансирование?
— Наш театр действительно сильно износился. 45 лет здесь не было никакого ремонта. Необходимо заменить сценическое оборудование, саму сцену, оснащение в зрительном зале, фойе — в общем, практически весь театр. Только на проектно-сметную документацию требуется порядка 20 миллионов рублей, а на реконструкцию — сотни миллионов. У нашего учреждения таких денег нет.
Накануне, так же как и вы, мы узнали из соответствующих документов, что на развитие культуры и туризма выделено 3,5 млрд руб. В них есть приписка: «при дополнительном финансировании» деньги пойдут, в частности, и на реконструкцию театра. Так что, в каком объеме и когда мы получим средства, да и будут ли они вообще — это пока вопрос.
В любом случае я не теряю надежды, что рано или поздно у нас все получится. Реконструкция необходима, ведь если сравнивать с автомобильным рынком, то сейчас мы едем просто-напросто в телеге с вожжами, которыми погоняем лошадь, а рядом с нами летают современные иномарки. Есть к чему стремиться.