С огнем в сердце и руках: фаерщики из Приморья крутят опасные сальто и запускают фейерверки

08:30 18 июля 2017
6347
0
alt=

Фаерщики из Приморья кружатся в пламени, исполняют «горячие» сальто, выдыхают и глотают огонь. Для зрителей профессиональное фаер-шоу — это всегда восторг, а вот сами артисты уже привыкли к жарким трюкам и  аплодисментам. В сентябре в крае устроят международный фестиваль «Огни Востока», в преддверии экстрим-зрелища  «Приморская газета» поговорила с самым известным фаерщиком Дальнего Востока Александром Лиру.

Стихийное спокойствие

В фаер-шоу важно уметь работать с публикой

Фаер-шоу во всем мире считают самым завораживающим и ярким видом перфоманса. Люди с горящими глазами и сердцами выходят на улицы с представлениями, отжигают на свадьбах и фестивалях, но никогда не опускают руки (особенно если в них горящий реквизит). Все, что они делают, нам, «земным людям», кажется едва ли не фантастикой. От фаер-шоу невозможно оторваться и непременно хочется «сделать, как они». При этом экстрим-развлечение безобиднее, чем кажется на первый взгляд.

— Кручение огненного реквизита абсолютно безопасно, Все трюки, которые видят зрители, сотни раз отработаны перед зеркалом, —  подчеркнул Александр Лиру. — При работе с огнем есть риск подпалить себе волосы или испачкать одежду, но это мелочи. У меня за пять лет работы с огнем всего три едва заметных ожога. Это не значит, что я не боюсь огня. Было бы глупо его не бояться. Я просто знаю, как с ним обращаться.

Самый эффектный трюк фаер-шоу, бризинг (выдыхание огненного пламени, — «ПГ»), все же опасен. Чтобы выдохнуть огонь, фаерщики набирают в рот техническую жидкость с глицерином и парафином. От такого «питья» страдают зубы, почки, печень и легкие.

— Я, как и все участники моей команды L-Show, умею бризить, но мы делаем это редко. Когда участвуешь в фестивале, трюк легко сорвать и вылететь из конкурса, — уточнил спортсмен. — У меня и у самого был печальный опыт. Споткнулся, топливо пошло через нос, потом еще месяц все болело и зудело. 

На разогреве

Фаерщикам комфортнее, когда их называют спиннерами

Артисты огненного шоу говорят, что слово «фаерщик» для них привычно, но немного оскорбительно. В их кругах так называют ребят, которые не добились ничего значимого. Удобнее, уточняет артист, когда их называют спиннерами (от англ. to spin — крутить), но вот новомодная игрушка спутала им все карты. Так что скорее всего в наших, обывательских глазах, они так и останутся фаерщиками.

По словам Александра Лиру, когда в Россию пришло огненное шоу, оно сразу стало коммерческим удовольствием. Но становления шоу на сцене еще не произошло. Мало у кого из артистов в стране есть академические знания о сцене, ее сильных и слабых позициях, нюансах построения номера.

Фаерщиков в Приморье мало, всего шесть коллективов. Два из них выступают на профессиональном уровне  — это команда спикера L-Show, а также «Фаэтон».

Цирк на грани пожара

Фаер-шоу требует постоянных тренировок

В фаер-шоу людей «зовет» жажда нового и, конечно, желание укротить огонь. Самая энергичная и непредсказуемая стихия привлекает людей и с экзотерическими наклонностями. Некоторые хотят «познать огонь» и «познать себя через огонь». Александр улыбается и говорит, что никакой магии и мистики в фаер-шоу нет. Это спорт, который требует дисциплины и усилий. Однако романтика экстремалам не чужда.

— Фаерщики, как и все жонглерское сообщество, живут потоковым состоянием «флоу», — поделился Александр Лиру. — Это гармония между тем, что ты можешь и тем, что ты делаешь. Идеального ощущения достичь сложно: нужно всегда стремиться к большему. Я, например, начал с самых низов: на первых своих «Огнях Востока» занял последнее место из всех.

У фаерщиков с цирковыми артистами много общего. Они также «заигрывают» с публикой и нарочно ошибаются. К примеру, выброс горящего факела вверх (у Александра рекорд — 15 м) — трюк несложный. Но чтобы сделать его еще ярче, артисты хитрят. Первые два раза специально едва справляются с задачей, просят у зрителей поддержки, а на третий раз под шум аплодисментов чисто выполняют трюк.

— Неискушенный зритель вряд ли отличит, что нам сложно, а что нет, — говорит артист. — Чаще всего трудные перекаты не вызывают у публики «вау-эффекта», в большинстве их «не читают». К примеру, кажется, что крутить стафф (металлическую трубу, к каждому концу которой прикреплён фитиль — «ПГ») медленно легче, чем делать это быстро. На самом деле все наоборот. Мы  всегда подстраиваемся под тех, кто нас смотрит, будь это профессиональное жюри или молодожены.

«Делай свое!»

Коллектив L-Show — это восемь артистов, которые на сцене крутят огненные стаффы по спине, танцуют с поями (пара фитилей или грузов, прикреплённых к шнуру или цепи, — «ПГ») манипулируют веерами. Несмотря на то, что веер считают женским реквизитом, мужчина тоже смотрится с ним эффектно. Все ребята мультиреквизитчики, умеют обращаться со всем инструментарием. Артистам фаер-шоу обязательно поддерживать физическую форму, чтобы, например, выступая на девичнике, парни могли оголить торс, а девушки — «похвастаться» фигурой. Все артисты смотрятся органично: они слаженны, синхронны и, что немаловажно, примерно одного роста. Это тоже один из негласных законов сценического выступления. Однако Александр Лиру намерен его нарушить и уверен, что выйдет ярко.

— Мне интересно заполучить очень высокого и низкого роста артиста — например, большого афроамериканца и карлика. Это будет бомба, —  уверен Александр Лиру. —Важно не ломать голову над тем, что понравится людям, а делать свое. Это и есть секрет успеха. Раньше многие считали бредовой мою идею выступать в эльфийском образе, но я сделал это, и людям понравилось.

Огонь дороже денег

Фарещики продумывают драматургию своих выступлений

Цена за выступление у профессионалов начинается от 15 тысяч рублей и может дойти до полумиллиона. При этом подготовка к шоу огненным артистам обходится значительно дороже. Это костюмы за 20 тысяч рублей на человека, реквизит в среднем стоит 5-8. При этом костюм из натуральной ткани (фаерщикам обязательно выступать в такой одежде) легко прожечь, а у стаффа может погнуться металл, и тогда ему одна дорога — в мусорку.

Каждый номер начинают готовить за месяц. Под каждый праздник прописывают сценарий, работают со специалистом-пиротехником, меняют позиции и продумывают драматургию номера. Но так, как L-Show, стараются не все.

— Есть такие ребята, которые в последний момент решают, что когда в песне начнут петь «I love you» — они двинутся вправо и раскроются веером. А на припеве «It’s my life» перейдут в противоположную сторону, — смеется Александр.  — Выступления —  это сложная схема, и если фаерщики будут ее игнорировать, то зритель, к сожалению, увидит низкоуровненовое шоу.

Для свадеб у L-Show есть разработанный план. Первый номер делают лиричным. Зритель привыкает к артистам и огню на сцене, второе выступление оказывается сверхдинамичным, публика хлопает после каждого трюка. А третий номер, как вишенка на торте, заставляет публику открыть рот от восхищения. Артисты используют огромные вращающиеся кубы, а около них гремят залпы фейерверка.

Фаер-шоу — не самая выгодная работа на планете. Обычно люди, работающие со стихией, все деньги «относят» на свое увлечение: новый реквизит, костюмы.

— Я не знаю ни одного богатого фаерщика, — улыбается Александр Лиру. —В прошлом году у меня хватало денег, чтобы купить хорошую машину, но я оставил эту затею и вложился в оборудование. В этом году у меня тоже хватает денег, но я куплю старенький микроавтобус, чтобы нам было удобно перевозить оборудование и ездить самим.

Как подружиться со стихией?

Познакомиться с огнем можно спустя несколько месяцев тренировок  

Перед тем, как начать работу с огнем, нужно научиться выполнять трюки без подожженного реквизита. Так, Александр Лиру ведет секцию спиннерства во дворце детского творчества (Океанский проспект, 43). Там учат всем движениям, которые показывают артисты, но первые три месяца ученики делают их без огня. К «горячему» допускают только совершеннолетних и тех, кто освоил основные элементы. Обычно новички теряются, но если рядом опытный профессионал, то травмы не грозят.

— При первом знакомстве человек просто держит перед собой огненный реквизит, крутит его, может быть, даже со сменой рук, — уточнил спортсмен. — Психологически сложно привыкнуть к тому, что огонь, вот он, рядом с тобой, и ты можешь обжечься. Потом наступает дезориентация в пространстве. Люди обычно забывают все, что учили, а еще их пугает огонь, который постоянно шипит при кручении.

Сам Александр Лиру начал со стрита — уличного перфоманса. Он выходил на Спортивную набережную и проверял на публике все «фишки», которые отрепетировал. Первые огненные деньги, около тысячи рублей, спортсмен тоже заработал на улице. Однако привычку выходить в свет он не бросил и после пяти лет занятий.

— Я до сих пор показываю все трюки на улице, — уточнил Александр Лиру. — Это шикарная школа работы со зрителем. Раньше я не мог быть пафосным на сцене, жутко стеснялся. Сейчас волнение исчезло, но желание своим примером приобщать людей к фаер-шоу осталось.

Помимо репетиций и выступлений, Александр Лиру работает над огненным спектаклем. Согласно задумке, на сцене покажут спектакль по советскому мультфильму «Дракон», где каждый, кто убил это сказочное существо, становится им. Чтобы исполнить мечту, Александру потребуется около 10 млн рублей, поэтому пока не известно, когда состоится премьера. Но, как признался артист фаер-шоу Александр Лиру, Владивосток уникальную постановку точно увидит.

*Авторы фотографий — Данил Трещёв и Александр Слемзин 

Анастасия Добровольская

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление