Кто отвечает за брошенное судно «Еруслан»

08:32 18 февраля 2017
3316
2
alt=

Будущее теплохода «Еруслан», уже два года стоящего мертвым грузом в акватории Амурского залива, мутно и туманно. Все ведомства, казалось бы, обязанные решить судьбу судна, перекладывают ответственность друг на друга. В МЧС говорят, что вопрос находится в ведении капитана Морского порта Владивосток, сам капитан кивает на судебных приставов, последние — на владельца и капитана «Еруслана». Кто же все-таки отвечает за судно, разбиралась «Приморская газета».

Что за судно?

Построено оно в Венгрии, владелец — из Китая, флаг Камбоджи и медленная гибель в России. В акватории Владивостока теплоход «Еруслан» стал одним из самых неудачных примеров международной дружбы.

В далеком 1967 году судно типовой постройки «Тарту», так раньше назывался «Еруслан», вышло из верфи Венгрии. Сначала теплоход отправился служить на Краснознаменный Северный флот ВМФ России. После — перебрался на Дальний Восток, где до 1992 года служил в качестве среднего морского сухогрузного транспорта. В разгар перестройки уже немолодой «Еруслан» сменил владельца и имя. Теперь уже как «Василий Пономарчук» от компании «Патрокл Ко ЛТД» начал активно бегать в Японию и пачками возить крайне востребованные в России праворульные иномарки. Время шло, судно старело, вкладывать средства в его ремонт никто сильно не стремился. И уже в 1998 году несколько обветшавший теплоход вновь сменил прежнее имя на родное — «Еруслан»,  а также — хозяина, попав в цепкие руки нынешнего владельца — загадочную компанию Claner Shipping Ltd, находящуюся в Гонконге. Тогда же российское судно встало под «удобный» флаг Камбоджи, чтобы до минимума сократить расходы на содержание судна и экипажа.

Фото Глеба Ильинского

Некоторое время подбором кадров для «Еруслана» занималось владивостокское крюинговое агентство «Норфес-Марин», однако сотрудничество долго не продлилось.

— Когда руководство агентства узнало, как владельцы «Еруслана» обращаются с экипажем: не выплачивают зарплату, бросают без еды и средств для приобретения необходимых вещей в иностранных портах, то прекратило сразу все отношения, — рассказал инспектор Международной федерации транспортных рабочих и президент дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.

В свой последний рейс, из Владивостока в Ниигату, «Еруслан» отправился в 2015 году —за автомобилями. В японском порту моряки взбунтовались, потребовав причитающуюся им заработную плату. Тогда на судно приехал представитель владельца с некой бумагой, гарантирующей выплаты. Моряки поверили, и судно вернулось во Владивосток. Однако на родине обещанные деньги команда так и не получила: в Находке теплоход арестовали за долги. В связи с тем, что на борту все еще находился груз, судно отправилось на рейд во Владивосток, где и осталось на два года. В сентябре 2016-го на владельца «Еруслана» завели уголовное дело.

Почему судно опасно?

Два года «Еруслан» дрейфовал в акватории Владивостока. Его основное место дислокации находилось в районе Эгершельда, однако летом 2016 года судно отбуксировали в район кирпичного завода на Первой Речке, чтобы брошенное судно не портило вид во время традиционного парада судов ВМФ и не осложняло его проведение. 

До осени 2016 года «Еруслан» находился под своеобразной охраной: на судне постоянно жил Дмитрий Евтеев, моряк из Астрахани. Он вынужденно находился здесь: не было денег на билетов, чтобы вернуться домой. Но ближе к холодам ему удалось их найти, и он уехал. 

Так бы и стоял «Еруслан», постепенно ржавея, превращаясь в настоящий «Летучий Голландец» Амурского залива, если бы не пожар в конце января. Тогда новости о брошенном судне заполонили все средства массовой информации, равно как и фотографии с горящим судном — все соцсети. На «Еруслан» потянулись «паломники».

Интерес к пожару на судне чуть не стоил жизни 15-летнему подростку. Парень решил посмотреть ближе, как горят теплоходы, однако льдина, на которой он стоял, подтаяла, ребенка понесло в открытое море. Спасатели отреагировали оперативно — подростка сняли с льдины и вернули родителям. Гораздо более печальная судьба постигла ранее расхитителей металлического богатства «Еруслана». Январской ночью возле судна под лед ушел внедорожник. Пассажир успел выскочить, а вот водитель погиб. На следующий день водолазы достали его тело.

Впрочем, вероятные последствия вандалов не пугают. Практически ежедневно на сайте fleetphoto.ru пользователи выкладывают фото теплохода, подвергающегося разграблению.

«На данном фото мародеры покидают судно и сваливают, — пишет пользователь под ником Amur1973. — Одна часть из них — мародеры, вторая — туристы, как и я. С другой стороны подходит КВП МЧС с ментами. Машина с газорезкой уже уехала. Эти бегут».

— Полиция и сотрудники МВД дважды-трижды в день, в зависимости от погодных условий, выезжают на катере на воздушной подушке для проверки судна. За «Ерусланом» наблюдают, его проверяют и охраняют с 5 февраля, — уточнили в пресс-службе ведомства.

Тем не менее один из кранов «Еруслана» уже лишился стрелы, с палубы срезаны части металлической конструкции, исчезли якоря и все части теплохода, содержащие медь. В результате судно держится только за счет того, что его плотно сковал лед. Если «Еруслан» не утонет сразу после начала ледохода, его может отнести в совершенно непредсказуемое место.

В любом случае затонувшее судно — это опасность для судоходства и вред экологии Амурского залива. Примерная сумма ущерба в случае затопления «Еруслана» составит 87 млн рублей, сообщили «Приморской газете» в Тихоокеанском морском управлении Росприроднадзора. Из них 7 млн рублей — ущерб в случае разлива топлива, что пока маловероятно.

Чье судно?

Фото Глеба Ильинского

В мире распространена практика, когда брошенное судно продают и таким образом погашают все долги, объясняет Петр Осичанский. Однако в России это невозможно: по закону все операции должен совершать только владелец судна, которым, по документам, является компания Claner Shipping LTD, зарегистрированная в Гонконге. Но найти ее упоминание и контакты в реестре, где перечислены все компании КНР, являющиеся владельцами или операторами судов, «Приморской газете» не удалось.

Ранее во Владивостоке интересы китайской компании представлял Вадим Мягчило, владелец компании «КШЛ-Логистик», участие в уставном капитале которой принимал уже упомянутый Claner Shipping LTD. Общество с ограниченной общественностью было зарегистрировано во Владивостоке по улице Морозова,7А. Однако сейчас в этом офисе находится другое предприятие, ничего не знающее о судьбе своего предшественника.

В Едином государственном реестре юридических лиц данных о компании «КШЛ-Логистик» нет. Местонахождение собственника «Еруслана» неизвестно и судебным приставам, которые ищут его, чтобы взыскать долги.

— Найти хозяина судна не получается уже несколько лет. По последней информации, он прячется от следствия за границей, — сообщила «Приморской газете» пресс-секретарь приморского управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Анжелика Разуваева.

По ее словам, ответственность за сохранность судна и его безопасность возложена на представителя судовладельца — на тот момент им являлся капитан «Еруслана». Такое решение принял Фрунзенский суд Владивостока.

Однако эксперты отмечают, что, скорее всего, решения суда недостаточно, чтобы возложить на капитана такую ответственность. В этом случае с представителем судовладельца должны были заключить трудовой договор.

— Сумма задолженности перед экипажем более чем $200 000 говорит о том, что деньги им перестали платить уже довольно давно, и не платили месяцев шесть, а то и все десять, — говорит Петр Осичанский. — Таким образом, владелец судна в одностороннем порядке расторг трудовые отношения с экипажем, а капитан стал частным лицом.

По словам эксперта, идея передачи судна на хранение людям, которые многие месяцы сидели без зарплаты и разбежались только потому, что там не стало еды, воды, а условия жизни были далеки от цивилизованных, крайне сомнительна.

Во Фрунзенском суде «Приморской газете» не смогли оперативно ответить, заключали ли трудовой договор с представителем судовладельца, и с кем конкретно. Редакция направила в ведомство официальный запрос.

Был ли извещен судовладелец о решении суда, неизвестно, говорят судебные приставы. Однако уголовное дело в отношении него было возбуждено, когда он  находился уже в розыске. Что касается капитана: находился ли он на судне в момент ареста «Еруслана» (иначе с ним не могли заключить договор — «ПГ») или нет, достоверно неизвестно. Вот такая коллизия.

Что дальше?

Фактически отвечать за «Еруслан» не хочет никто. Более того, каждое ведомство ссылается на существующие параграфы законодательства, которые совершенно оправдывают занимаемую позицию. Так, МЧС перекладывает ответственность на капитана Морского порта Владивосток, тот в свою очередь говорит, что необходимые предупреждения об опасности он разослал и больше сделать ничего не может.

— Капитан порта, когда узнал о возникшей ситуации, оповестил всех лиц и ведомства, которых касается данный вопрос. Принятие остальных мер просто не входит в зону его компетенции. Сам корабль арестован и должен быть отправлен на реализацию федеральной службой служебных приставов, — сообщил «Приморской газете» заместитель капитана по общению со СМИ Владимир Песков.

Приставы говорят, что их задача — не дать судну выйти в море, и они ее выполняют. А реализовать «Еруслан» пока нельзя, так как он является собственностью иностранного государства. И пока это самое государство не даст своего разрешения, на аукцион выставлять ничего нельзя.

— Поскольку компания Claner Shipping Ltd. зарегистрирована в Гонконге, то действуем мы не самостоятельно, а через главное управление ФССП. Все документы были отправлены в Гонконг, но результатов нужно ждать около полугода. Руки у нас связаны, — говорит Анжелика Разуваева.

Администрация Приморского края отвечать за судьбу брошенного судна не может по законодательству — вопрос не их подчинения. Однако оставаться в стороне власти не стали: в ситуацию по поручению главы региона вмешался вице-губернатор Евгений Вишняков, который рекомендовал капитану Морского порта определить место, куда можно отбуксировать брошенный теплоход. Это необходимо сделать буквально в кратчайшие сроки, пока судно еще держится на плаву.

Как отметили в службе капитана Морского порта Владивосток, сейчас ищут место, куда поставить судно, и выбирают компанию, которая и займется этим. Конкретные сроки начала операции назвать пока затруднились.

По примерным оценкам специалистов из приморского филиала «Морспасслужбы Росморречфлота», для буксировки потребуется порядка 4 млн рублей. Кто выделит эти деньги, собеседники «Приморской газеты» ответить затруднились. Причина все та же: сейчас за «Еруслан» формально никто не отвечает. Но по закону — должен собственник, которого, что называется, «ищут пожарные, ищет милиция».

Принять меры для буксировки теплохода в безопаснее место нужно как можно быстрее, пока судно еще на плаву. В случае его затопления, а такой вариант эксперты полностью исключить не могут, операция по подъему судна будет крайне непростой, говорит Петр Осичанский. А оставлять судно на дне нежелательно — глубина Амурского залива не очень большая и затонувшее судно будет представлять опасность для судоходства. Его придется огораживать буями как минимум.

— Как бы не решилась судьба «Еруслана» — это будет прецедент, — уверен Петр Осичанский. — И хотелось бы, чтобы этот прецедент был создан в международном правовом поле. Ведь время «ерусланов» еще не закончилось. Оно только начинается.

Ольга Ильченко

Комментарии

Гость

23 сентября 2017, 16:33
Два года находится под арестом,а запрос в Гонконг когда отправили? После пожара на судне? Так надо понимать?

Я

23 сентября 2017, 16:33
.....для буксировки потребуется порядка 4 млн рублей. Кто выделит эти деньги...??????.. 2 часа ходу до ближайшей мели, плюс переход буксира из Золотого Рога 3 часа (если нет льда). Ждали когда вопрос подорожает ,вот и дождались . Теперь оно утонет.

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/104
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
20%
21/104
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/104
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/104
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/104
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
31%
32/104

Добавить объявление