Налоговые льготы и упрощенные административные процедуры, призванные увеличить приток инвестиций в экономику ДФО и повысить качество жизни населения, сработали. Бизнес начал создавать новые предприятия: к началу декабря резидентами Свободного порта Владивосток (СПВ) и трех территорий опережающего развития (ТОР) в Приморье стали более 130 инвесторов. Что им удалось сделать за минувший год?
ТОР «Надеждинская»
Эта территория опережающего развития расположилась в районе поселка Новый Надеждинского района. Здесь будут реализованы проекты в сфере транспорта, логистики, легкой и пищевой промышленности, всевозможных сборочных производств.
Первый резидент уже выпускает ПЭТ-преформы и полимерные крышки для упаковки воды, соков, молока и других продуктов. Группа «Европласт» инвестировала в проект более 350 млн рублей. После выхода на проектную мощность выпуск ПЭТ-преформ составит почти 500 млн штук в год, полимерных крышек — около 300 млн. В дальнейших планах — расширение ассортимента полимерной продукции.
Цифры
Компания «Инком ДВ Лоджистик» приступила к строительству Южного приморского терминала: в конце 2017 года «сухой порт» сможет обрабатывать 300 тысяч TEU в год, а в 2020 году — 900 тысяч TEU и 1,43 млн тонн генеральных грузов. Общая стоимость проекта — 8,5 млрд рублей.
Свои новые мощности создадут здесь «Приморский кондитер» и владеющая сетью супермаркетов в Приморском и Хабаровском краях «Невада-Восток» (производство полуфабрикатов и логистический комплекс).
В ТОР также зашел резидент, который намерен заниматься сбором и утилизацией отходов, переработкой вторсырья, ликвидацией последствий загрязнений и прочими услугами по удалению отходов.
В 2015 году глава региона Владимир Миклушевский подписал соглашение с инициаторами строительства оптово-распределительного центра (ОРЦ). Наконец работа над его созданием сдвинулась с места: в декабре резидентами ТОР стали две компании, реализующие проект.
Первая построит ОРЦ «Приморье»: в его составе будут склады, торговая и производственная зоны, в том числе для расфасовки, переработки овощей и фруктов, производства полуфабрикатов, комбинат социального питания, торгово-выставочный павильон мелкооптовой торговли сельхозпродукцией, сопутствующими товарами и оборудованием, зоны таможенного и фитосанитарного контроля. Общая сумма инвестиций — более 4,3 млрд рублей, в том числе в первую очередь — более 1 млрд рублей. Мощность единовременного хранения продовольствия — 52 тысячи тонн, годовой оборот — до 500 тысяч тонн. Вторая — современный транспортно-логистический комплекс с крытыми складами класса А, В и С, рефрижераторным складом и со всем необходимым перегрузочным оборудованием.
ТОР «Михайловский»
В этой ТОР, расположенной на территории Михайловского, Спасского и Черниговского муниципальных районов, будут реализованы масштабные агропромышленные проекты.
Якорные резиденты — «Мерси Трейд» и «Приморский бекон» (управляющая компания — «Мерси Инвест Групп») — уже построили здесь два свинокомплекса: на 39 тысяч голов и на 83 тысяч голов, а к 2022 году их будет семь (на 540 тыс. голов в год). Появятся также предприятия по глубокой переработке мяса, элеватор мощностью хранения 45 тысяч тонн зерна и комбикормовый завод.
Второй якорный резидент — «Русагро Приморье» — уже строит свинокомплексы (два из девяти запланированных, производительностью свыше 79 тысяч тонн мяса в год), бойни, комбикормовый завод и элеватор на 120 тысяч тонн зерна. Всего агрохолдинг планирует построить десять свинокомплексов производительностью 700 тысяч голов в год.
Комбинат по переработке сои мощностью переработки три тысячи тонн бобов в сутки возводит агрохолдинг «Юг Руси». Первая продукция — соевое масло, соевый изолят, шрот, лецитин — ожидается через год. А «Черниговский агрохолдинг» вложит почти 370 млн рублей в строительство элеватора на 20 тысяч тонн зерна.
Когда все запланированные свинокомплексы будут построены, производство свинины в крае увеличится в 12 раз. Это полностью закроет потребности внутреннего рынка и позволит начать экспорт свинины.
ТОР «Большой Камень»
Якорный резидент ТОР «Большой Камень» — судостроительный комплекс «Звезда», где будут строить танкеры и газовозы водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса и другие виды морской техники. Его создание ведется с конца 2009 года. Участники проекта — НК «Роснефть», «Газпромбанк» и дочернее предприятие Российской судостроительной корпорации — Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). Для поддержки масштабного проекта и ускорения его реализации правительство разрешило использовать режим ТОР.
Первая очередь запущена в начале сентября, заложено несколько судов: сдача четырех снабженцев и двух судов-складов ледокольного класса запланирована на 2019 год. Параллельно идет подготовка к запуску второй и третьей очередей, на полную мощность верфь выйдет в 2024 году. План загрузки «Звезды», по данным Минпромторга, уже сформирован до 2035 года.
Недавно правительство расширило границы ТОР «Большой Камень» на пять земельных участков. На трех из них к 2023 году будут построены жилые микрорайоны (86 домов) для сотрудников судостроительного комплекса «Звезда», автодорога, сети тепло- и энергоснабжения, очистные сооружения. А первый дом был сдан в эксплуатацию в конце ноября.
Компания «Доброфлот» получила два участка под три проекта. Она вложит более трех млрд рублей в прибрежный логистический комплекс для хранения и транспортировки рыбной продукции, а также в новый жестяно-баночных цех.