Акция по привлечению внимания участников дорожного движения к проблемам незрячих пешеходов стартовала в Приморье. Ее задача — научить водителей и слабовидящих (незрячих) жителей края грамотно взаимодействовать друг с другом на дорогах. Актуальность проблемы проявилась относительно недавно, с началом реализации программы «Доступная среда». Благодаря ей люди, имеющие проблемы со зрением, начали активнее участвовать в жизни города и края. Как выяснилось, за время затворничества незрячих пешеходов, они сами и автомобилисты основательно забыли правила безопасного взаимодействия, сообщает «Приморская газета».
15 сентября в краевом центре стартовал месячник, призванный наладить «узнаваемость» слепых людей, оказавшихся в зоне автомобильного движения. Принятию решения способствовало письмо общественной организации «Воскресенье», которая занимается обучением в ГИБДД незрячих азам хождения по современным городским улицам. Из обращения следовало, что за последние годы вынужденного затворничества (когда городская среда не располагала к длительным прогулкам слепых) и водители, и пешеходы, имеющие серьезные проблемы со зрением, забыли правила совместного движения по улицам.
Например, автолюбители Приморья даже если и пропускают человека с белой тростью, то стараются тронуться с места сразу за его спиной. Это недопустимо, говорят эксперты: слепые пугаются и ведут себя непредсказуемо. Также автомобилисты занимают бордюры, паркуются у краев тротуаров, а это очень мешает людям со слабым зрением.
— Для нас крайне важно, чтобы был свободен бордюр — это наше ключевое направление, по которому мы ориентируется, — говорит директор ООО «Воскресенье» и инструктор обучения незрячих Лилия Головащенко. — А водители этого не понимают и заезжают на бордюры, занимают тротуары. И в итоге незрячие просто теряют направление и не понимают, куда им двигаться дальше.
В ГИБДД утверждают, что за последние 9 лет аварий, в которых пострадали слабовидящие, не зафиксировано. Сотрудники «Воскресенья» поясняют, что ничего удивительного в этом нет.
— Долгое время, до начала реализации проекта «Комфортная городская среда» слабовидящие в основном сидели дома, — отмечает Лилия Головащенко. — Сейчас ситуация изменилась. Незрячие стали чаще выходить на улицу, но нас просто не видят на дорогах либо не понимают, как правильно себя с нами вести. Недавно был случай, когда на ногу девушки из нашей группы наехал автомобилист.
Объяснять автомобилистам, как взаимодействовать с незрячими на дорогах, сотрудники ГИБДД будут целый месяц — с 15 сентября по 15 октября. В рамках акции сотрудники Госавтоинспекции будут напоминать жителям Приморья, что людям, имеющим ограничения по зрению, гораздо труднее ориентироваться в интенсивной улично-дорожной среде, а правила дорожного движения РФ предписывают водителям во всех случаях, в том числе и вне переходов, пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
Основной акцент планируется сделать на привлечение детей: организаторы акции проведут театрализованные представления в школах и детских садах. Когда мероприятие завершится, сотрудники ГИБДД оценят ее итоги.
— Мы посмотрим, как люди реагируют на наши обращения, насколько охотно они идут навстречу и откликаются на необходимость уступать дорогу незрячим, — отмечают в ГИБДД. — Правда, мы рассчитывали, что в проведении месячника нам помогут и фактические инициаторы акции — представители ООО «Воскресенье», но пока работаем без них.
В общественной организации уверены: они помогают, обучая незрячих ходить по городу. Дело в том, что правильно пользоваться белой тростью, обязательным атрибутом этой группы, умеет очень небольшой процент жителей края, так как мало кто может позволить себе поездку в Бийск, где находится специализированный центр обучения.
— Проблема же с ориентированием в городе крайне актуальна для незрячих жителей всего края, — говорит Лилия Головащенко. — Сейчас мы ведем обучение первой группы из 15 человек, отрабатываем с ними маршруты и, конечно, правила безопасности на дорогах.
Учим не переходить проезжую часть без подготовки — сначала нужно слушать шумовую картину, правильно оценивать ее и только после этого поднимать трость на уровень колен, тем самым давая сигнал автомобилистам остановиться.
Занятия с первой группой уже скоро подойдут к концу, и инструкторы практически сразу готовы начать набор слушателей второй волны. Таким образом, говорят сотрудники общественной организации, уровень грамотности всех участников движения постепенно будет расти.