Страховщикам позволят выбирать, как возмещать ущерб по ОСАГО: деньгами или ремонтом. Пройти техобслуживание участники ДТП смогут только в том автосервисе, который заключил с компанией соответствующий договор. Такие поправки в законодательство готовятся внести Минфин и Банк России. Эксперты отмечают, что право выбора — деньги или ремонт — следует оставить за водителями. Иначе не обойдется без случаев злоупотребления, когда машины месяцами будут стоять в автосервисе или ремонт будет некачественным, сообщает «Приморская газета».
Финальный вариант поправок в закон об ОСАГО согласовали в правительстве страны. Согласно документу изменится процедура возмещения ущерба: страховщики смогут решать, как компенсировать убытки — деньгами или ремонтом. Техобслуживание будут проводить только в сервисе, заключившем договор с компанией.
Впрочем, отправлять автомобилиста бесконтрольно в тот или иной сервис компаниям вряд ли удастся. За неоднократные жалобы на техобслуживание, качество или сроки страховщикам просто запретят натуральное возмещение, следует из документа. Нести ответственность за качество и сроки ремонта будет страховщик, которого обяжут подписывать сроки сдачи и приемки разбитого автомобиля. Гарантийный срок ремонта — не менее двух месяцев.
Сейчас страховщики не могут направлять участника ДТП на восстановительный ремонт по ОСАГО — автомобилисты всегда получают выплаты. Как отмечают автомобилисты, существующие правила открывают возможности для мошенничества. Так, недобросовестные граждане могут просто разыграть аварию, зарегистрировать ее, получить деньги и поделить их. С принятием поправок такого шанса у них не будет.
— С принятием закона обхитрить страховщиков мошенникам будет сложно, — заявил «Приморской газете» руководитель регионального представительства Федерации автомобилистов России Владимир Литвинов. — Конечно, есть вариант другого мошенничества. Страховщики смогут сами завышать цену и таким образом обманывать свою компанию, но автомобилистов это уже не касается. Пусть разбираются между собой.
Существующий законопроект необходимо доработать в той части, где говорится про гарантию на техобслуживание, уверен эксперт. Ведь если автомобильная краска начнет слезать не через два, а через три месяца, ремонт все равно нельзя будет назвать качественным. А предъявить претензии автомобилист уже не сможет. Таким образом, было бы рациональнее минимальные сроки гарантии варьировать для разных запчастей и материалов.
В том, что поправки нуждаются в доработке, уверены и в Ассоциации по защите прав страхователей. Дело в том, что сейчас замену «расходников» предлагают не учитывать в стоимости ремонта. Между тем в Минфине неоднократно высказывались, что можно было бы сэкономить, разрешив устанавливать на разбитые автомобили бывшие в употреблении детали. Эксперты предлагают прописать запрет на установку таких деталей.
— Недопустимо использовать бывшие в употреблении детали в ремонте, — подчеркнул председатель Ассоциации Николай Тюрников. — Ведь это напрямую влияет на безопасность дорожного движения.
Из положительных моментов председатель отметил то, что страховщиков обязали отвечать за качество и сроки восстановительного ремонта. В случае если машины будут по три месяца простаивать в сервисе или у участника ДТП возникнут вопросы к качеству предоставленных услуг, он сможет подать иск в суд и добиться справедливости.
— Не исключено, что страховая компания, понимая, что автовладелец обязан пойти в сервис, который она ему назначила, станет фактически выкручивать ему руки любыми доступными способами. Все мы помним проблемы с продажами полисов и навязыванием услуг в последние два-три года, — подчеркнул Николай Тюрников. — Если страховые компании так и не научатся работать хорошо, сотни тысяч исков, связанных с недоплатой по ОСАГО, которые сейчас то и дело рассматриваются в суде, перерастут в иски из-за некачественного ремонта.
Чтобы раз и навсегда решить проблемы с выплатами по ОСАГО, уверен председатель, России следовало бы перенять опыт других стран, где оценку убытков и выбор — деньги или ремонт — делает всегда независимый эксперт. А от страховой компании требуется одно — заплатить деньги.
— У нас клиенту практически по любому случаю нужно обращаться в страховую компанию, а во многих странах такого давно нет. В той же Германии — множество независимых центров, где аккредитованный эксперт сделает вам и оценку, и расчет. А страховая компания делает выплаты по расчету, не имея права его оспаривать, — заключил Николай Тюрников.