В начале славных дел: что изменилось за год в таежном селе благодаря национальному парку 

23:55 27 декабря 2019
11888
1
alt=

«Коттеджи — просто красота! Когда успели построить?» — прилепившись носом к морозному окну автобуса, удивляется Николай, молодой удэгеец, по-столичному стильный (даже детали одежды: небрежно повязанный шарф, легкие перчатки — выдают горожанина). Парень едет в небольшом
двадцатиместном микроавтобусе, курсирующем по маршруту Красный Яр — Лучегорск два раза в неделю. Машина только что вынырнула из белой тайги и движется по центру села, где благодаря национальному парку «Бикин» и Центру «Амурский Тигр» в этом году появились новые пекарня, дом
быта, здание администрации, дом участкового, а в прошлом — почта, два жилых дома для сотрудников (в следующем году появится еще один — на шесть квартир) и больница. Николай не просто удивлен, он
поражен: «Меня же всего год не было! Год! В нашей стране так не строят».


Яр далеко, но поселок-то нашенский 
Сложно поверить, что в далеком таежном селе, транспортная доступность которого оставляет желать лучшего (четыре часа от Лучегорска по грунтовке), объекты социальной инфраструктуры возводятся аккуратно и в срок. Но на Яру так. Фундаменты всех «строек — 2019» были заложены в феврале, а в начале октября готовность к работе пекарни, почты, дома быта уже смогли оценить люди, которые принимали непосредственное участие в развитии Яра: вице-премьер, он же председатель Наблюдательного совета Центра «Амурский тигр» Константин Чуйченко, губернатор Приморского края Олег Кожемяко, директор национального парка «Бикин» Алексей Кудрявцев, глава поселения
Галина Петрова и другие официальные лица, которых было много, ибо в торжественный день открытия новых социальных объектов в селе также праздновали приход ЛЭП и Интернета.

Впрочем, если за работу берутся люди, для которых она не просто навязанная должностью функция, а дело жизни, все делается качественно и в срок. Однако директор национального парка «Бикин», природоохранной организации, благодаря которой село стало стремительно развиваться и жить по-новому, никаких поводов для искрометных
восторгов не видит. 

— Все ускоряется и это нормально, — спокойно говорит Алексей Кудрявцев. — Но считаю, что работаем слабовато, можно работать интенсивнее, главное, что для этого есть возможности. Дело в том, что существуют организации, которые помогают парку и селу развиваться: это в первую очередь центр «Амурский тигр», краевая администрация, WWF. Но есть и те, кто сильно мешает. Самое главное, что нас сегодня останавливает, это бюрократические проволочки и нежелание руководства Пожарского района, от которого многое зависит (например, оформление земли, выдача разрешительных документов на строительство), выполнять свою работу с отдачей и заинтересованностью. Очень печально, на мой взгляд, выглядит ситуация, в том числе и с руководителями некоторых ведомств района. 

Алексей Кудрявцев привел в пример больницу, построенную в 2018 году. Современное здание из клееного бруса возвели «под ключ», полностью укомплектовали оборудованием. Передали ЦРБ.
В итоге помещение тихо приходит в упадок, за ним никто не следит. Пока сбоит сантехника, но одни неполадки повлекут за собой другие, уверен Алексей Кудрявцев.

— Наши сотрудники, конечно, смотрят за больницей, ремонтируют понемногу, — рассказывает директор национального парка. — Мы же не можем нести за него ответственность. Хотя получается, что частично как раз несем. Даже кадры ищем сами, за свой счет обучаем.

Кадры — это проблема любого отдаленного села. Красный Яр — не исключение.

Человеческий вектор 

— У нас в Яру очень много хороших людей, но хороший человек, к сожалению, это не профессия. Специалистов не хватает. И не только в социальной сфере, — сетует Алексей Кудрявцев. — Если честно, нашим госинспекторам тоже еще учиться и учиться природу охранять. Выслеживать браконьера — это тоже охота, на которой важно взять след и идти по нему правильно. Для этого нужна практика, и именно поэтому я придерживаюсь мнения, что самый лучший
охранник природы — это сам охотник. В своей работе мы в основном на местных жителей и опираемся.

Работает это так: территория, на которой находится национальный парк «Бикин», издавна поделена семьями коренных жителей — удэге — на родовые охотничьи участки, на которые деды приводили своих сыновей, а те уже своих, едва последним исполнится шесть или восемь годков от роду. Дети уезжают, но часто возвращаются. Правда, в последние десятилетия это случалось реже. Яр угасал. Но с появлением национального парка все изменилось. Удэгейцы всегда были и остаются людьми умными, выдержанными и дальновидными. Когда на территории появился парк, сначала наиболее открытые, а потом и все остальные поняли, что осознанная изоляция, которую раньше можно было считать самоидентификацией, в современном мире становится тормозом развития.

В первую очередь собственного и, как следствие, детей, села, народа. Сегодня многие коренные жители охотно сотрудничают с национальным парком. 

— Мы не только работаем на территории парка, на кордонах, в тайге, но и помогаем в поселке, — рассказывает государственный инспектор Сергей Ушаков. — Сейчас, например, устанавливаем горку и елку для малышей, расчищаем снег на основных тропинках — его в этом году много. Коллеги-инспекторы уехали на кордон, там они будут не только оберегать лес, но и строить дровяник, готовить площадку для установки солнечных батарей.

Простор и перспективы
Местным жителям, которые не хотят лежать на печи, в парке и селе действительно есть чем заниматься. Охота — это зимой. Осенью, весной и летом — рыбалка, сбор дикоросов, прием туристических групп. Приглашать к себе гостей и возить их по территории национального парка никому не запрещено. Есть только одно условие: хозяева и гости должны соблюдать законы парка и не покидать пределов туристической зоны.

И, конечно, желательно, чтобы дома, в которых принимают гостей хозяева, и удобства были на уровне. Приработок госучреждение оставило местным жителям (особенно гостеприимные могут зарабатывать на гостях до 100 тысяч рублей в месяц) — ФГБУ берет лишь 300 рублей в сутки за пребывание на территории и оформление разрешительных
документов. 

Для того чтобы традиционная хозяйственная деятельность приносила еще больший доход населению, руководство парка совместно с центром «Амурский тигр» и при участии администрации Приморского края планирует помочь построить в селе Красный Яр пункт приема таежных дикоросов: ореха, лимонника и прочего. В этом заготовительном пункте килограммы даров природы будут приниматься по адекватным ценам, весьма близким к рыночным.

Планы на будущий год у национального парка грандиозные. В ближайшее время будет заключен договор о строительстве, точнее восстановлении заброшенного аэродрома Олон, площадка которого располагается неподалеку от села Красный Яр. 

Впервые вопрос о восстановлении авиасообщения подняли в октябре на совещании под руководством вице-губернатора Приморья Александра Костенко, как раз после визита вице-премьера Константина Чуйченко в национальный парк «Бикин». Сегодня попасть в одно из самых уникальных и труднодоступных мест края можно только на автомобиле — дорога от Владивостока занимает не менее 10 часов, четыре из которых двигаться приходится по крайне пересеченной местности. В будущем году, по словам директора национального парка Алексея Кудрявцева, ситуация изменится. 

— Как минимум раз в неделю борт, принимающий десять пассажиров, следующий по маршруту  Владивосток — Дальнереченск — Охотничий — Единка будет совершать посадку на новом аэродроме Олон. Обсуждается вопрос прямого рейса из Владивостока. Перелеты будут субсидироваться. С января начнут готовить площадку для строительства аэродрома, — уточнил руководитель нацпарка.

Локация
Главной задачей 2020 года руководство национального парка и поселка Красный Яр считают строительство детского садика на 45 мест, 6-квартирного дома для будущих привлеченных специалистов и собственной котельной, которая будет отапливать объекты. Поскольку котельная будет работать на древесных паллетах, спрессованных из таежного дровяного мусора, нужно построить завод по их производству. 

И он будет построен. А это еще несколько рабочих мест. Кроме этого, к 75-летию Великой Победы в селе Красный Яр создадут новый монумент героям Великой Отечественной войны. По задумке его автора, Алексея Степаненко (скульптор уже создал для Красного Яра памятник Дерсу Узала), на стеле высотой около 4 метров будут высечены два профиля воинов, а у основания будет лежать отлитая из бронзы снайперская винтовка — символ оружия, с которым чаще всего шли в бой малые коренные народы (почти каждый охотник был на войне снайпером).

Инициативу национального парка «Бикин» и Центра «Амурский тигр» поддержала Администрация Приморского края. Губернатор Приморья Олег Кожемяко предложил пойти еще дальше и обустроить к празднику Великой Победы памятный сквер, в пределах которого будет размещен задуманный монумент, обещал помочь с финансированием. Создание сквера позволит расширить детскую площадку, построить пешеходные дорожки, клумбы, площадку для воркаута, качели для детей и взрослых. Но главное — в сквере появится родовая аллея. 

— Каждый, кто пожелает, сможет посадить на ней свое «семейное дерево», а мы закажем однотипные таблички с фамилией рода, — отметил Алексей Кудрявцев.

В следующем году в поселке появится такое радио, какое раньше было в деревнях: с громкоговорителями на столбах, объединяющее, для всех.

— Это не возвращение в прошлый век, а шаг к еще большему сплочению села, — уверен директор национального парка. — Это объединение поселка. Во-первых, любая информация станет доступнее. Во-вторых, мы сможем давать в записи интервью с интересными людьми, а их бывает в парке много. Будем задавать вопросы в прямом эфире и отвечать на них. Будем привлекать к работе на радио детей, пусть учатся общаться, говорить грамотно и не стесняться. Задача этого проекта — просвещение и единение.

После того как ПАО «Ростелеком» полностью подключит Яр к Интернету, в национальном парке откроют «Школу юного блогера» для молодежи. 

— Ребята будут учиться фотографировать, писать, снимать видео, приобретут навыки поведения в сети, — отметила методист национального парка Галина Канчуга. — Научатся понимать, что такое медиабезопасность. Нашим детям предстоит жить в цифровом мире, и этому неплохо было бы научиться.

Тропа
В будущем году в национальном парке будет развиваться не только природоохранная и социальная, но и туристическая инфраструктура. По словам Алексея Кудрявцева, в тайге начнется строительство детского лагеря, пять приютов для туристов. И это только начало. 

— В 2020 году мы переходим работать на территорию парка. С января месяца начнем заводить солнечную генерацию, устанавливать солнечные батареи на всех пяти объектах. Солнечная энергия позволит обеспечить и ход строительства, и дальнейшую работу приютов.

Впрочем, слово «приют», такое распространенное в среде туристов, к проектам нацпарка «Бикин» подходит так себе. Объекты, включающие гостиницы, смотровые площадки, небольшие причалы для лодок,
баньки и прочую прелесть, больше походят на уютные шале, которые будут разбросаны в таежном пространстве от урочища Тахало до поселка Охотничий — на 170 километрах по руслу реки Бикин. 

— Это будут серьезные кордоны, на каждом — три-четыре благоустроенных дома из клееного бруса, в одном из которых будут жить инструкторы и специалисты из числа местных жителей, — поясняет директор национального парка. — Мы уже выбрали пять человек с которыми хотели бы начать это дело, будем надеяться, что они откликнутся.

В 2020 году парк «Бикин» намерен расширить работу с волонтерским корпусом. Дело в том, что, помимо большого строительства, специалисты хотят оборудовать еще одну экологическую тропу. В отличие от уже существующих: двухкилометровой (что пролегает на въезде в село Красный Яр) и той, что проложена в урочище Ульма, появится новая в Тахало. Она будет не только более протяженной, по сравнению с двумя первыми, но и более зрелищной. 

— Также новая тропа будет интерактивной, — отметил Алексей Кудрявцев. — Но для того, чтобы она быстрее появилась, нам нужны добровольные помощники.

Волонтерами нацпарка могут стать любые энтузиасты. Работы много. Парк со своей стороны обеспечит проезд в прекраснейшее, красивое место, где после работы люди смогут отдохнуть и порыбачить. А вот охотиться будет нельзя. Люди могут находиться здесь от пяти дней до неограниченного времени, в зависимости от выбранного фронта работ, а проживать можно в бараке или палатке.

Техника
В следующем году сотрудники национального парка намерены расширить техническую базу: приобрести фотоловушки, а также три новых автомобиля. 

— Один из них — десятиместный автобус — нужен, чтобы возить детей в Лучегорск, а может быть, даже во Владивосток, — рассказала методист отдела
экопросвещения национального парка «Бикин» Наталья Канчуга. — Остальные — полугрузовые УАЗы.

Кстати, УАЗ ужасно невыгодная машина для таежников: на его ремонт уходит столько же, сколько на зарплату водителя, но другие машины госучреждение не может позволить себе приобрести по закону. А машины очень нужны — в следующем году начнется строительство еще одного КПП в верховьях со стороны Красноармейского района. Пешком туда не находишься.

Но больше всего парку нужны люди. Ответственные, энергичные, смелые, вдохновленные. Люди, которые готовы стоять в начале славных дел. 

Марина Антонова

Комментарии

Питер

31 декабря 2019, 11:47
Ну, и враль этот Кудрявцев!!!

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление