Понять, как устроен компьютер, заставить машину выполнять твои задания или сконструировать какой-либо аппарат — всему этому учат в Центре развития робототехники. Из идеи помочь школьникам Владивостока подготовиться к поступлению на инженерные специальности родилось целое предприятие. Сейчас в центре работают около 60 сотрудников и занимаются 700 детей от 5 до 17 лет. А в сентябре 2016 года откроются два новых филиала — в Артеме и Находке. Об этом «Приморской газете» рассказал директор Центра развития робототехники Сергей Мун.
— К нам обращались из разных городов Приморья, даже из Хабаровска, с предложением открыть филиалы, — рассказал Сергей Мун. — Но пока у нас есть возможность открыть центры в Артеме и Находке. В сентябре они начнут работать. Отмечу, когда два года назад мы создали Центр развития робототехники во Владивостоке, сами не ожидали, что он станет таким популярным. Сейчас у нас занимаются 700 детей, еще 100 стоят в листе ожидания.
По словам Сергея Муна, главная задача центра — научить школьников азам инженерной мысли, чтобы при поступлении в вуз они уже умели конструировать, паять, программировать. Ведь в университете таким элементарным вещам не учат и не должны учить.
Директор Центра развития робототехники Сергей Мун
— Почему-то считается, чтобы стать хорошим музыкантом, например, нужно сначала пойти в музыкальную школу, потом в училище, потом в консерваторию, то есть суммарно больше 10 лет учиться, — говорит Сергей Мун. — А инженеры сдают ЕГЭ по физике, учатся пять лет в вузе и становятся специалистами. На самом деле нельзя взять абитуриента, который никогда в своей жизни не занимался ничем связанным с техникой, и за пять лет подготовить из него выдающегося инженера. Во-первых, в вузе не учат многим базовым техническим навыкам. Если ты приходишь учиться на электронщика, тебя не будут учить паять или «травить» платы и не должны учить. Тебя учат, как проектировать системы. Подразумевается, что когда дети приходят в вуз, они должны уже обладать этими навыками.
В ЦРР учат детей конструировать роботов и программировать задания для них
Таким навыкам — конструировать роботов, программировать задания для них, проектировать и создавать электронные схемы и устройства различного значения (схемотехника) учат в Центре развития робототехники (ЦРР). Здесь восьмилетние ребята могут создавать мультфильмы, а старшеклассники разрабатывают подводные аппараты и презентуют их на всероссийских и международных соревнованиях, например, в Канаде и США
Так, Илья Петров занимается в ЦРР с осени прошлого года и уже успел побывать на соревнованиях в Москве. Выиграть, к сожалению, не удалось, говорит Илья.
— Призовое место я не занял, потому что робот не поехал, — сетует тринадцатилетний школьник. — Зато со второго раза мой робот прошел задание за рекордное время 49,5 сек. Ему нужно было проехать по линии поля, желательно, по пропорционально-дифференциальному регулятору (алгоритм для управления процессом — «ПГ»), собирать и сортировать банки, например, вправо черные, влево белые.
Илья Петров попал в ЦРР, потому что не успел записаться в хор
На соревнованиях участник должен сам собрать робота и запрограммировать его на выполнение задания. Все это умеют делать воспитанники Центра развития робототехники, которым больше 12 лет.
Для каждого возраста здесь разработали свою образовательную программу — модуль (несколько занятий, объединенных одной тематикой — «ПГ»). Всего их 30: самая легкая — для дошкольников (конструирование простых моделей роботов), самая сложная — для старшеклассников (разработка и эксплуатация подводных роботов).