С января 2018 года в России запустили информационную систему для туроператоров и туристов — «Электронная путевка». Все туроператоры теперь должны вносить в эту систему данные по каждому проданному туру, а у путевок появится уникальный идентификационный номер. Так, любой российский турист сможет проверить статус своей путевки, зайдя на сайт Ростуризма. По словам экспертов, данная система позволит повысить прозрачность рынка туристических услуг и качество турпродукта. Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на сайт ведомства.
Систему «Электронная путевка» разработал Ростуризм для регулирования туристического рынка страны. Она стала ответом на вызовы 2014-2015 годов, когда в результате череды банкротств крупных туроператоров особенно остро встал вопрос защиты прав и законных интересов российских туристов. Сейчас в тестовом режиме системой пользуются около 100 туроператоров, уже опробовав систему на небольшом количестве туристических заявок. Электронная путевка регистрируется только при покупке турпродукта напрямую у туроператора или через турагентство.
После подключения туроператоров к системе, продажа всех пакетных туров будет регистрироваться в специальной базе. Таким образом, снизится возможность использования недобросовестными участниками рынка «серых» схем в ущерб потребителям. Это сделает рынок туристических услуг прозрачнее, а турист будет уверен в том, что получит все оплаченные услуги на отдыхе. В случае невыполнения туроператором своих обязательств, человек сможет обращаться в фонд персональной ответственности туроператора при ассоциации «Турпомощь» с квитанцией электронной путевки. Данные путевки будут храниться в системе 3 года, а затем архивироваться.
— Данная система позволит повысить прозрачность рынка туристических услуг и качество турпродукта, — заявил заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов. — С ее внедрением появится возможность оперативно получать точные данные о количестве наших граждан, отдыхающих в других странах. А также о сроках их пребывания, датах вылета и отелях, в которых они размещены.
С точки зрения продажи туристического продукта ничего не поменяется: агенты продолжат работать в привычном формате. Единственное, что на путевке появиться уникальный идентификационный номер с помощью, которого туристы смогут отслеживать статус своего тура в режиме онлайн: «оплачено», «требует оплаты», «частично оплачено». Все этапы оплаты и бронирования авиабилетов и отеля будут доступны в единой информационной системе. Чтобы узнать все эти данные туристу нужно лишь зайти на сайт Ростуризма, ввести этот номер, авторизоваться и получить данные о статусе своей путевки.
Также сбор и хранение данных о продаже турпродукта позволит оперативно проверять законность продажи тура. Государство сможет контролировать деятельности участников туристического рынка. Такая информация повысит эффективность работы по обеспечению безопасности российских туристов за рубежом, а также облегчит организацию возвращения наших туристов на родину в нештатных ситуациях, например, при стихийных бедствиях или банкротствах туристических компаний.
Как заявляют туроператоры, сейчас сложно дать оценку работе системы «Электронная путевка», потому что данное нововведение еще не приобрело массовый характер.
— На наш взгляд, это дублирующая информация. Все эти данные уже давно можно отследить на сайтах некоторых туроператоров по номеру заявки, — сообщила «Приморской газете» старший менеджер турагенства «Пегас Туристик» Елена Фокина. — Касательно актуальности для нашего региона — покажет только время. Сейчас большая часть ненадежных агентств отсеялась из туррынка. После скандальных закрытий ряда крупных и мелких туроператоров в Приморье люди стали выбирать не по цене, а по благонадежности турагенства и качественному сервису. В надежных агентствах, как правило, прозрачная бухгалтерия и там без проблем предоставляют информацию касательно тура.
Пока не ясно будут ли работать в данной системе все туроператоры в обязательном порядке, или же это будет добровольная инициатива. О визуальном представлении уникального номера каждой заявки в системе пока только догадываемся.