Торгово-шпионская история

15:50 20 июня 2014
1822
0
alt=

В начале XX века во Владивостоке возник целый городок торгового дома «Кунст и Альберс». У фирмы были жилые дома, клубное здание с кегельбаном, где размещался «Гезанг феррейн» – немецкий певческий союз. В распоряжении компании имелись баня и бассейн, яхты и катера для морских прогулок. Однако Первая мировая война стала началом упадка восточной части империи «Кунста и Альберса».

Война реальная и газетная

После нападения Германии главными мотивами русской прессы стали патриотизм (понимаемый как борьба со всем немецким) и шпионские страсти. Уже через две недели после начала войны в петроградской газете «Свет» появилась статья некоего Далинского. В ней говорилось: «Воюя с внешним врагом, нужно обратить внимание на врагов внутренних, немецких подданных, в громадном количестве живущих у нас в России и сугубо растаскивающих наше добро... Вся крупная торговля, вся промышленность страны в руках немцев. Немцы всюду и везде в почете; перед ними заискивают даже генерал-губернаторы, их боятся все». 

Затем автор приводил пример: «На Дальнем Востоке существуют две фирмы, конкурирующие между собою: русская «Чурин и Ко» и «Кунст и Альберс», чисто немецкая, глава которой Адольф Даттан только недавно принял русское подданство (для того, чтобы лучше обделывать свои гешефты) и, кажется за это, получил чин действительного статского советника и потомственное Российской Империи дворянское достоинство (подумаешь, какое сокровище мы приобрели!). С самого возникновения этих фирм наше правительство оказывало немецкой фирме полное предпочтение. При разделе участков во Владивостоке «Кунсту и Альберсу» дали до 30 участков даром, а Чурину один, да и тот за деньги». Последнее утверждение было неправдой, но кто же мог это проверить?

Статья заканчивалась призывом: «Теперь, во время войны, когда все средства нанесения вреда врагу дозволены, полезно бы принять такие меры: немедленно выгнать из Приамурья всех немцев, германских подданных, и имущество их конфисковать в пользу вдов и сирот воинов, павших в боях с немцами». Такое предложение, учитывая нагнетавшиеся в России настроения, вполне могло встретить одобрение. Вскоре статья Далинского (разумеется, это был псевдоним) не только появилась во владивостокских газетах, но и кем-то была распространена в виде листовок. Надо заметить, что и без того отношение к немцам (пусть даже «русским») было не самым лучшим, так что провокационная статья нашла своего читателя.

Шпионские страсти

Заодно кто-то из старожилов вспомнил, что еще в 1887 году фирма «Кунст и Альберс» подарила шкуру тигра самому Отто фон Бисмарку, рейхканцлеру германской империи, и получила от него ответную благодарность. А принц Генрих, брат германского кайзера Вильгельма II, трижды бывал у «Кунста и Альберса» во время своих визитов во Владивосток. Все эти факты, хотя и были естественными, вполне отвечали «злобе дня». В свете борьбы с германским шпионажем попал «под колпак» и немец Курт Орбановский, бывший директор Путиловского завода, строившего военные корабли. Он не успел до начала военных действий покинуть Петербург и отправился на родину через Владивосток и США. Наблюдение за ним велось и в поезде, и во Владивостоке.

Через два дня после приезда Орбановский посетил Адольфа Даттана. Ничего странного в этом не было: Даттан продолжал исполнять обязанности вице-консула Германии вплоть до 25 сентября 1914 года. Но агенты доложили, что бывший директор пришел к Даттану с портфелем и саквояжем, а вышел уже без них. 16 сентября Курт Орбановский был арестован. При обыске у него обнаружились некоторые документы, которые отнесли к секретным: российская судостроительная программа, сведения о поставках стали, выдержки из технических условий, перечень материалов, необходимых для завода.... Конечно, можно было считать Орбановского германским разведчиком, но доказательств не хватало – в их поисках обратили внимание на фирму «Кунст и Альберс».

В ночь на 11 октября 1914 года Владивостокское охранное отделение провело обыск в доме на Светланской, где жили совладельцы фирмы Альфред Альберс и Адольф Даттан (здание напротив Владивостокского ГУМа), а также в правлении торгового дома и в магазинах фирмы. Злополучные саквояж и портфель найдены не были. Возможно, Даттан (если, конечно, считать его звеном шпионской цепочки) успел передать их кому-то. Что в них было – так и осталось тайной... У Альберса был обнаружен только браунинг и несколько колод карт – игральных, а не штабных! – иностранного производства (их печать была тогда в России госмонополией). У Даттана нашли портреты принца Генриха Прусского и германского кайзера Вильгельма II, что, разумеется, преступлением не было.

Превентивные меры

Однако на следующий день 60-летний Адольф Даттан был арестован. Дело в том, что во время обыска он выбросил из окна письмо к представителю фирмы в Петрограде, а депешу в германский МИД разорвал и спрятал в кармане. Но эти документы попали в руки жандармов. Кроме того, насторожил охранку список изъятого при обысках на складах фирмы и в квартирах других германских подданных – служащих «Кунста и Альберса». Это были фотоаппараты, бинокли, винтовки, револьверы, патроны, шагомеры, компасы, снимки видов Владивостока (в том числе крепостных батарей, минного городка и порта), военно-морские справочники, чертежи российских военных кораблей. Заметим, что и в наши дни подобная находка не казалась бы невинной.

В случае с Даттаном все было объяснимым: предметы являлись охотничьим и мореходным снаряжением, а снимки Владивостока продавались как открытки. Однако с учетом военного времени такой «улов» расценили как успех контрразведки. Адольфа Даттана отправили на крепостную гауптвахту и только после 10 дней допросов освободили под подписку о невыезде. Он пытался искать защиты у самого Николая Гондатти, генерал-губернатора Приамурского края, доказывая свою преданность России. Заметим, что за два месяца с начала войны лично Даттан перечислил на помощь русским раненым более 2 тыс. руб., а служащие фирмы постановили «отчислять от жалованья в пользу раненых и их семейств 3% – холостые, а 2% – семейные».

Двое старших сыновей Даттана, российские подданные, уже воевали против Германии. За благонадежность «главного германского шпиона» во Владивостоке ручались многие известные люди. Однако домыслы прессы, создававшие атмосферу шпиономании, и донесения контрразведчиков (частично, как выяснилось позже, фальсифицированные) сыграли свою роль. Распоряжением Приамурского генерал-губернатора от 13 января 1915 года Адольф Даттан был отправлен под полицейский надзор (то есть в ссылку) в село Колпашево Томской губернии, где он пробыл до 1919 года. Несмотря на это, фирма «Кунст и Альберс» продолжала работать. Хорошо налаженное дело не распалось даже после этих событий – «восточной сетью» с центром во Владивостоке теперь руководил Альфред Альберс.

«Чёрный пиар» в действии

Между тем российская пресса продолжала широкую кампанию против фирмы «Кунст и Альберс». Теперь особенно выделялась питерская газета «Вечернее время». Журналист под псевдонимом А. Мзура в десятках статей создавал жуткий образ «дальневосточного паука», который сплел в России германскую разведывательную сеть под торговой крышей. На складах фирмы, по его словам, на самом деле хранилось шпионское оборудование, да и покупка товаров у «немецкого спрута» была «непатриотичной», ведь вырученные деньги уходили в Германию, тем самым помогая врагу.

«Все водные и железнодорожные пути от Благовещенска и до самой Монголии, вдоль Уссурийской и Китайско-Восточной ж.д., а также все прибрежные города и селения охраняются немцами монопольной фирмы, главное правление которой находится в Германии», – писал журналист.

По мнению автора, шпионы могли иметь свои базы и на островах близ Владивостока, где «среди лесов, в горных ущельях, на берегах пустынного моря как удобно приютиться беспроволочному телеграфу». Прочитав такое, владельцы торгового дома на всякий случай отказались от прогулок на яхте. Между тем «война компромата» против фирмы «Кунст и Альберс» продолжалась. Причем заказные статьи в столичных газетах, как выяснилось, были лишь «цветочками».

В феврале 1915 года огромным по тем временам тиражом в 10 тыс. экземпляров в столице была издана книга под названием «Мирные завоеватели» ценой в один рубль. Автор – никому до того неизвестный Марк Чертван; на обложке160-страничного шпионского романа был изображен огромный паук на фоне Европы и Азии. События происходят в русском городе на Тихом океане, где безнаказанно действует сеть разведчиков и диверсантов под прикрытием германской торговой фирмы «Артиг и Вейс». Пик фантазии автора таков: зловредные немцы при помощи японцев и хунхузов тайком сооружают на фарватере Амурского залива искусственный риф с целью помешать судоходству. Судя по названию залива, придуманные события разворачивались во Владивостоке…

 

Иван Егорчев, по материалам архива Общества изучения Амурского края

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление