Во Владивостоке одна из посреднических фирм по продаже автостраховок нашла необычный способ заработка. Продавая «автогражданку», она дополнительно брала с клиентов еще 700 рублей — якобы «за смену полиса». Между тем, отмечают эксперты, компания, которая требует деньги за замену бланка, нарушает законодательство. В подобной ситуации потребителям стоит сделать запись разговора с менеджером и пожаловаться в надзорные органы, сообщает «Приморская газета».
В сентябре прошлого года жительница Владивостока Оксана Л. приобрела автомобиль и обратилась за страховкой в одну из компаний–посредников по продаже полисов. Чтобы уменьшить стоимость услуги, женщина решила оформить «автогражданку» на полгода и заплатить только 70 % от годичной стоимости полиса. А потом, по окончании срока его действия, доплатить 30 % и продлить его еще на полгода.
В начале марта этого года Оксана Л. обратилась в тот же офис страховой компании. Но, вместо ожидаемых 30 %, женщине пришлось заплатить еще сверх суммы 700 рублей.
— О дополнительной оплате стоимости полиса ОСАГО меня не предупредили. Только через несколько дней я заметила, что сумма в квитанции занижена. В чеке указана цена 1 482 рублей, в то время как фактически я заплатила 2 190 руб. Дополнительного чека мне не давали, — заявила «Приморской газете» автовладелица.
Когда спустя несколько дней женщина вернулась в страховую компанию, чтобы выяснить, в чем причина переплаты, продавец объяснил, что 700 рублей — это «плата за смену полиса».
Корреспонденту «Приморской газеты», который представился клиентом, в страховой компании подтвердили наличие в фирме такой платной услуги.
— 700 рублей мы берем за смену полиса, — заявила менеджер компании (аудиозапись есть в распоряжении редакции).
Интересно, что в Российском союзе автостраховщиков действия компании назвали незаконными. Пресс-секретарь союза Вера Склярова уточнила, что себестоимость бланка полиса максимум 15 руб., что превышает фактически заплаченную автовладелицей сумму в несколько десятков раз. Однако эти расходы компания оплачивает сама.
— С этим вопросом мы разобрались. Страховая компания нас проинформировала, что данного агента изобличили в нарушениях и отношения с ним прекратили. Агент действовал незаконно, — заявила «Приморской газете» Вера Склярова.
В РСА отметили, что в случае подобных действий агента следует направить заявление в страховую организацию, от имени которой агент заключил договор (дополнительное соглашение), с изложением сути нарушения.
Эксперты отмечают, что взимание дополнительной платы за продление «автогражданки» нарушает федеральный закон «Об ОСАГО».
— Статья 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает, что автовладелец при заключении договора оплачивает только страховую премию, — заявил «Приморской газете» участник «Ассоциации юристов России» Виктор Штыков. — Какой-либо иной платы, в том числе платы за полис, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Юрист уточнил, что в подобной ситуации автолюбители Приморья могут отстаивать свои права: обращаться с заявлением в Центробанк, в управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Его дальневосточный филиал расположен по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 71. К заявлению необходимо приложить доказательства, подтверждающие незаконные действия страхового агента. К сожалению, без аудио- или видеозаписи доказать вину продавца полиса практически невозможно.
— Следует отметить, что доказать факт нарушения без видео- или аудиозаписи практически невозможно, — уточнил Виктор Штыков.
Поэтому, если автолюбитель уверен, что в страховой компании его обманывают, стоит сначала запастись неоспоримыми доказательствами и лишь потом жаловаться в надзорные органы.