Человек и остров: Фёдор Желтухин командовал корветом «Калевала»

16:03 05 марта 2017
2633
0
alt=

Среди островов, расположенных в заливе Петра Великого южнее Владивостока (иногда их называют архипелагом Императрицы Евгении), самым южным является остров Желтухина. Необитаемый, лесистый, с живописными красновато-желтыми скальными обрывами, с максимальной высотой над уровнем моря всего 75 метров. Вряд ли кто-то может сейчас с уверенностью сказать, в честь кого он назван. К сожалению, имя российского морского офицера Фёдора Николаевича Желтухина, командира корвета «Калевала», родившегося 190 лет назад, сейчас помнят только историки военного флота. Об этом сообщает «Приморская газета».

Дворянские корни

Как ни странно, род Желтухиных хорошо известен очень далеко от морей и океанов — на Рязанщине. Там в селении с истинно русским названием Зимино есть красивая дворянская усадьба, частично сохранившаяся. В ней и проживали представители старинного российского рода, верой и правдой служившие своему Отечеству. Отец будущего адмирала Николай Николаевич Желтухин 200 лет назад, в 1816 году, поступил юнкером в лейб-гвардии Конный полк. Правда, воевать ему не пришлось, зато император Александр I почти ежегодно отмечал его «высочайшими благоволениями» за смотры, маневры и полковые парады. 

В 1829 году, будучи уже женатым человеком, Николай Желтухин подал в отставку «по домашним обстоятельствам», дослужившись за 13 лет до ротмистра, и получил чин полковника с правом ношения мундира. К тому времени он уже имел земли в Костромской, Московской и Ярославской губерниях, а также в Касимовском уезде Рязанской губернии, где разводил лошадей. После отставки Желтухин купил себе имение из трех сел на Рязанщине, включая Зимино, где и поселился в 1831 году. Сама усадьба была построена в последней четверти XVIII века. Получив в придачу к хозяйству 314 крепостных, отставной полковник завел у себя в имении конезавод, а также стал разводить овец.

От Рязани до Тихого океана через Кронштадт

В семействе Желтухиных было пятеро детей: трое сыновей и две дочери, а выросший в Зимино старший Фёдор стал контр-адмиралом. Как и почему он связал свою жизнь с морской службой и путешествиями, не совсем ясно. Фёдор родился в 1826 году, 190 лет назад. Окончив Морской корпус, в 1842 году был произведен в гардемарины. В 1843–1859 годах служил в офицерских чинах на Балтийском флоте, побывал и в Северном море. В 1848 году Желтухин проявил распорядительность и смелость: крейсируя на знаменитом фрегате «Паллада» под командованием Великого Князя Константина Николаевича, спас на рейде Кронштадта двух тонувших крестьян. Поступок не остался незамеченным — Фёдор Николаевич был награжден за него годовым окладом жалованья (неплохая форма поощрения, кстати говоря). 

В 1849 году, во время так называемого «венгерского мятежа», Желтухин участвовал в пешем походе гвардии к западным границам Российской Империи и был произведен в лейтенанты. Во время войны с Англией и Францией в 1854–1855 годах оборонял тот же Кронштадтский рейд. Он командовал винтовой лодкой «Шквал» — крошечным боевым кораблем. Это были наспех построенные деревянные паровые канонерки, вооруженные тремя пушками. Но в составе отряда из шести таких лодок под общим командованием контр-адмирала Самуила Мофета лейтенант Желтухин в августе 1855 года ходил на «Шквале» за Толбухин маяк, то есть фактически в открытое море. Там они успешно сражались против 60-пушечного фрегата и двух «батарейных пароходов» англо-французского флота. 

В 1859 году лейтенант Фёдор Желтухин получил назначение штурманом на клипер «Наездник» под командованием капитан-лейтенанта Петра Селиванова. Тогда, после окончания Крымской войны, клиперы были новым для российского флота классом парусно-винтовых кораблей. Первая серия клиперов была построена в 1855–1857 годах в Архангельске. Спроектировали корабли капитан 2 ранга Иван Шестаков, будущий адмирал и Почетный житель Владивостока, и поручик корпуса корабельных инженеров Аристарх Иващенко. В серию вошли шесть клиперов: «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник». 

Это были небольшие деревянные, построенные из лиственницы 3-мачтовые корабли водоизмещением 615 тонн, длиной 46 метров и шириной 8,5 метра. Они имели паровые машины Ижорского завода, что позволяло клиперам иметь ход до девяти узлов. Несмотря на столь малые размеры, все эти корабли совершили плавание к тихоокеанскому побережью России, а их имена теперь носят бухты и проливы Приморья. Совершив сложный одиночный переход из Кронштадта во Владивосток, «Наездник» в течение двух последующих лет входил в состав Тихоокеанской эскадры и занимался исследованием дальневосточных берегов. В честь корабля была названа бухта на острове Аскольд.

Морские будни

Фёдор Желтухин в 1859 году стал капитан-лейтенантом, а в 1863-м получил новое назначение — командиром 3-мачтового корвета «Калевала». Этот парусный корабль был спущен на воду в городе Або (Финляндия), имел длину чуть более 50 метров, ширину — 12 метров, 15 орудий и паровую машину в 250 лошадиных сил; экипаж состоял из 15 офицеров и 167 матросов. «Калевала» пришел на Тихий океан еще в 1861 году, и в это время на борту корвета находился гардемарин Константин Станюкович, впоследствии — русский писатель-маринист. Как известно, Станюкович по болезни был списан с «Калевалы» во Владивостоке и прожил тут некоторое время. 

В книге «Вокруг света на «Коршуне» он как раз описал плавание корвета в 1861–1863 годах, то есть до вступления в командование Фёдора Желтухина. Впрочем, быт того периода на борту разных кораблей не сильно различался, и сегодня любой, прочитавший повести и рассказы Константина Станюковича, живо может представить себе особенности морской службы. В 1863 году на борту «Калевалы» был размещен личный состав гидрографической экспедиции подполковника корпуса флотских штурманов Василия Бабкина. Задачей его подчиненных было нанесение на морские карты всех бухт и островов залива Петра Великого; в 1862 году они работали на клипере «Разбойник» и корвете «Новик». 

В 1863 году участники экспедиции занимались описными работами от мыса Гамова до реки Туманган, в Славянском заливе, на островах Римского-Корсакова и вдоль западного берега полуострова Муравьёва-Амурского. Разумеется, офицеры и матросы корвета вели шлюпочные промеры, штурманы определяли место судна и вели привязку к береговым ориентирам — в общем, ежедневной работы хватало. Тогда и был нанесен на карту Амурского залива остров Желтухина — в честь командира корвета. Сам «Калевала» тоже остался на морских картах — имя корвета носит бухта в современном Хасанском районе, входящая в состав Дальневосточного морского заповедника.

И военная дипломатия

В том же 1863 году корвет «Калевала» принял участие в исторических событиях: в разгар войны между Севером и Югом в Америке он вошел в состав русской эскадры под флагом контр-адмирала Андрея Попова, отправленной в Сан-Франциско. Теоретически Россия соблюдала нейтралитет, однако пребывание ее кораблей в Северо-Американских Соединенных Штатах (так они тогда назывались) было поддержкой именно Севера. Вся операция по отправке флота к берегам Америки проходила в обстановке секретности. В частности, в ведомостях движения судов, ежемесячно появлявшихся в «Морском сборнике», в этот период давалась дезинформация, что обеспечивало скрытность маршрута кораблей. 

24 сентября 1863 года эскадра Атлантического океана из шести кораблей под командованием адмирала Степана Лесовского появилась на рейде Нью-Йорка. Тихоокеанская эскадра, направленная в Сан-Франциско, также насчитывала шесть кораблей и 1 200 офицеров и матросов. Корвет «Калевала» под командованием Фёдора Желтухина был снят с гидрографических работ и через Хакодате, Петропавловск (на Камчатке) и Новоархангельск (на Аляске) прибыл к берегам Америки. 27 сентября 1863 года все корабли второй эскадры контр-адмирала Андрея Попова встали на якорь на рейде Сан-Франциско. И менее чем через месяц, 23 октября, экипажи кораблей эскадры Попова участвовали в тушении огромного пожара в этом городе. 

Появление российских кораблей в Нью-Йорке и Сан-Франциско оказалось для Англии и Франции полной неожиданностью. Демонстрация русской военно-морской силы, конечно, сыграла свою роль; корабли пробыли в портах Америки до лета следующего 1864 года. Фёдор Желтухин командовал «Калевалой» еще три года — до возвращения на Балтику. В 1867 году он был назначен командиром строящегося в Кронштадте броненосного фрегата; в 1874 году стал командиром Первого флотского Его Императорского Величества экипажа; в 1879 году Фёдор Желтухин был произведен в контр-адмиралы и уволен со службы. Умер он в 1898 году в возрасте 72 лет.

Иван Егорчев, член Русского географического общества

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление