«Дом Даттана» станет Эрмитажем

18:39 31 июля 2015
3760
0
alt=

Мы уже излагали непростую историю немецкого торгового дома «Кунст и Альберс», деятельность которого во второй половине XIX – начале XX века во многом определяла характер развития экономики и общества всего российского Дальнего Востока. Два Густава, выходцы из Германии Кунст и Альберс, случайно встретились в китайском Шанхае, и в сентябре 1864 года Альберс отправился в новый русский порт под названием Владивосток. Там он открыл магазин под своим именем, а через год сюда перебрался и Кунст, став его компаньоном.

СТРОИЛИ МЫ, СТРОИЛИ…

Буквально через десяток лет их торговый дом стал самым успешным среди всех местных фирм, включая иностранные. Во многих городах Дальнего Востока России и сейчас высятся их универмаги, кое-где до сих пор выполняющие прежние функции (как во Владивостоке). Конечно, начинали они с малого – в буквальном смысле слова. В 1866 году во Владивостоке было выстроено первое здание фирмы «Кунст и Альберс»: деревянное, одноэтажное, но немалое по площади – около 350 квадратных метров. Ему был выделен участок на Береговой улице у спуска к бухте Золотой Рог; позже там же появились склады, каретный сарай и даже сад. Именно на этом историческом месте теперь стоит так называемый «дом Даттана».

Ещё один немец, Адольф Даттан, появился во Владивостоке в 1875 году. Годом ранее Густав Альберс приехал в Гамбург и нанял 20-летнего юношу на должность бухгалтера, пообещав ему головокружительную карьеру на Дальнем Востоке России.

Он не ошибся: Даттан овладел русским языком, стал сначала компаньоном, а потом и единоличным управляющим торговым домом, германским вице-консулом по коммерческим делам в Приамурском крае, известным во Владивостоке меценатом и просто уважаемым членом местного общества. Под его руководством фирма постепенно выкупала участки в центре Владивостока, и к 1885 году «Кунст и Альберс» стала владельцем 27 тысяч квадратных метров земли.

На этих квадратах началось грандиозное строительство здания главного магазина торгового дома, для которого практически все материалы были доставлены из Германии. Оттуда же прибыл и молодой архитектор Гуго Юнгхендель. Под его контролем «Кунст и Альберс» в 1884 году обзавёлся прекрасным торговым дворцом «только из камня и металла», который и сейчас (правда, после перестройки в 1906 году) украшает город. Но и этого современного здания, и других построек, принадлежащих фирме, уже не хватало. Так возник проект сооружения нового здания, но уже не просто торгового, а «жилого и представительского», долженствующего демонстрировать другим определённый размах бизнеса.

ПАРТНЁРСТВО ТРУДА И КАПИТАЛА

Дело было ещё и в том, что деловые отношения внутри самой компании были европейскими, непривычными для России. Уровень их можно оценить на примере контракта, который Адольф Даттан заключал с приказчиками. Так, согласно первому пункту служащий «должен быть хорошо знаком с торговлей и быть хорошим продавцом, умеющим расположить к себе покупателей». Свои обязанности он «должен исполнять с готовностью и добросовестно, усердно заботиться об интересах ТД как во время занятия, так и на стороне». Ему оплачивался проезд к месту службы, за работу он получал жалованье, стол и квартиру; он был обязан поддерживать доброе имя фирмы и соблюдать торговую тайну.

Кроме того, приказчик обещал «в течение всей службы отнюдь не заниматься посторонними делами, какое бы они название не носили, а всю деятельность сосредоточивать исключительно на интересах «Кунст и Альберс». «Контрактник» должен был «во всех отношениях оправдать занимаемое им место». Если же «поведение приказчика при исполнении служебных обязанностей, а также и в частной жизни, по мнению ТД, будет заслуживать порицания», то он мог быть уволен (как в том случае, если у него «окажутся пороки, которые сделают его неспособным к отнесению своих обязанностей»). Уволенный обязан был вернуть сумму, затраченную на его проезд. Обратный проезд (после окончания срока контракта) фирма на себя не брала.

Через пять лет, «если деятельность будет добросовестна и заслуживать полного одобрения», служащему выдавалось 200 рублей – этого вполне хватало на любой обратный проезд. А вот в случае досрочного оставления службы приказчик обязывался выплатить 500 рублей неустойки.

При таких довольно жёстких условиях желающих трудиться в «Кунсте и Альберсе» было достаточно, поскольку и «социальный пакет» (выражаясь современным языком) был немалым.

Иерархические отношения внутри фирмы, конечно, существовали; по крайней мере, немецкие служащие жили несколько обособленно от русских. Возможно, причиной этому был языковой барьер и различные культурные предпочтения, но в целом высшее руководство было довольно демократичным.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОМ

К 1903 году состав «Кунста и Альберса» насчитывал более 150 служащих, и для укрепления их корпоративного духа было принято решение построить здание, совмещающее функции жилого дома для руководства, подобия клуба и гостевого отеля.

Поскольку самый первый комплекс сооружений 1860-х годов, находящийся прямо напротив универмага и продолжающий служить фирме, явно устарел, стройку развернули на его месте. Двухэтажное (по уровню Светланской улицы) здание было спроектировано всё тем же Гуго Юнгхенделем и воплощало «ностальгический романтизм»; писали также, что это «лучшая в городе постройка в стиле «романтический модерн».

Особой разницы в терминах лично я не вижу, но дом, законченный в 1903 году, получился замечательным.

Торговый дом, потратив немалую сумму в 42 тыс. руб., предоставил своим служащим полный набор самых современных по тем временам удобств, начиная с парового отопления, электричества, телефона и заканчивая кегельбаном, биллиардной, библиотекой и большим бальным залом с шестью парами колонн. Здание включало столовую с видом на Золотой Рог, где свободно помещался весь основной персонал фирмы. Сам управляющий с супругой обычно питался вместе со своими подчинёнными. Холостяки могли завтракать, обедать и ужинать, напитки также подавались за счёт фирмы. За обедом обычно было красное вино и пиво, к ужину – пиво и водка. На втором этаже находились комнаты для гостей, квартира самого Адольфа Даттана и германское консульство.

Именно поэтому здание стали называть «домом Даттана», что в общем-то было правильным. Интересно, что после окончательной ликвидации отделения фирмы «Кунст и Альберс» во Владивостоке это название сохранилось, хотя при Советской власти имя самого Даттана знали разве что краеведы. Теперь вся история немецкого бизнеса на востоке России хорошо известна, а само здание, надо надеяться, заживёт новой жизнью. Как известно, именно в нём будет открыт филиал всемирно известного музея Эрмитаж.

В настоящее время в здании ведутся реставрационные работы с привлечением, как сообщается, самых лучших специалистов. Но хотелось бы добавить вот что.

В КАЧЕСТВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В ноябре 1930 года это здание занял Дальневосточный краевой физиотерапевтический институт (ФТИ) имени 13-й годовщины Великой Октябрьской революции. В 1941 году он был переименован в Приморский краевой научно-исследовательский институт физических методов лечения (или попросту физиотерапевтический институт, сокращённо ФТИ). В сентябре 1955 года он был преобразован в Приморскую краевую больницу физических методов лечения (обычно её так и продолжали называть тремя буквами – ФТИ). В дополнение к оригинальному «кунст-альберсовскому» корпусу было пристроено другое здание, хотя и слегка похожее; в настоящее время именно в нём располагается Приморский краевой диагностический центр (корпус № 2).

В принципе, его нахождение в историческом центре, на краю главной площади, совершенно неуместно с медицинской точки зрения. Да и с архитектурной не самое удачное – это строение сузило пространство площади (правда, её тогда ещё не было) и закрыло торец здания «Кунста и Альберса». А что, если принять решение его убрать? Мне могут возразить: слишком затратное это дело, как можно сносить целое здание, вполне ещё крепкое? Вообще-то прецеденты были; давайте вспомним вокзал пригородных морских сообщений: его же убрали, не задумываясь, когда понадобилось место под новый отель? А в случае сноса советской пристройки расширится центральная площадь и откроется первоначальный вид на то, что будет владивостокским Эрмитажем. Правда, в реализацию такого предложения слабо верится и самому автору…

Иван Егорчев, действительный член Русского географического общества

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление