Дорогие друзья! Это новая версия сайта primgazeta.ru. Если вы заметите ошибку в работе сайта, пожалуйста, сообщите о ней на электронную почту primgazeta@mail.ru

Первые русские в Антарктиде

17:21 28 марта 2017
359
0
alt=

105 лет назад, в 1912 году, между антарктическими экспедициями норвежца Руаля Амундсена и британца Роберта Скотта закончилась борьба за покорение Южного полюса планеты. Каждый из них мечтал быть первым и тем прославить свою страну; в значительной мере броски к полюсу были борьбой амбиций. Однако это удалось лишь Амундсену — он опередил Скотта на 34 дня; англичанин, как известно, погиб в снегах и льдах на обратном пути. Мало кто знает, но русские тоже внесли свой вклад в историю: в экспедиции Скотта участвовали двое подданных Российской империи — Антон Омельченко и Дмитрий Гирёв, сообщает «Приморская газета».

А собаки — лучше!

Дело было в том, что Роберт Скотт решил взять в Антарктику собак, лошадей и новинку техники — мотосани. Лошадей (англичане употребляли слово «пони») следовало отобрать низкорослых и «блондинок». Это было вызвано тем, что во время первой экспедиции Эрнеста Шеклтона пони темной масти погибли раньше, чем светлые. Поэтому Скотт решил, что светлые лучше. А за собаками он послал некоего Сесила Мирза в Восточную Сибирь, вернее, в Николаевск-на-Амуре. Мирз отобрал 33 собаки, при этом уговорив 20-летнего сахалинского погонщика Дмитрия Гирёва, местного уроженца, отправиться вместе с ним в Антарктиду.

В конце мая 1910 года собак доставили на пароходе из Николаевска в Хабаровск, а оттуда — поездом во Владивосток.

В нашем городе, по дороге со станции, на них напал бешеный пес, но его вовремя успели застрелить. Мирзу еще оставалось закупить маньчжурских «пони» — особую породу низкорослых выносливых лошадок, которые даже зимой питались тем, что находили под снегом. Именно их когда-то мечтал скрестить Михаил Янковский с томскими лошадьми, чтобы получить новую породу. Мирз приобрел «пони» на ярмарке в Харбине, взяв в советчики еще одного местного жителя — Антона Омельченко. 

Омельченко было 27 лет, служил он жокеем на владивостокском ипподроме. Позже он стал вторым русским членом экспедиции в качестве конюха. Теперь следовало доставить такую компанию в Новую Зеландию, откуда стартовал Скотт — естественно, морским путем. Вилфред Брюс, член экспедиции, прибыл во Владивосток и помог Мирзу с погрузкой его «зоопарка» на судно. В своем дневнике Брюс писал: «Это было ужасно... сильный дождь, грязь на улицах по колено. Два пони дважды вырывались, Антон их ловил. Сидя верхом на одном из них, он пытался завязать веревку, но пони пришел в ярость, встал на дыбы и ударил меня копытами по плечам. Правда, не так больно, как можно было ожидать».

Новая Зеландия и ещё дальше

После непростого рейса по Тихому океану, на что потребовалось три судна и пять недель, двое англичан и двое русских в конце августа 1910 года добрались до порта Литтлтон, не потеряв по дороге ни одного животного. 28 октября туда же прибыл Скотт на барке «Терра Нова». Вскоре он посетил остров Квейл, где содержались собаки и пони, и остался доволен покупками. Но специалисты отмечали недостатки лошадей, которые «могут серьезно помешать их работе». «Терра Нова» отправился к берегам Антарктиды 29 ноября 1910 года. Палуба была буквально завалена грузами; много места занимали три контейнера с мотосанями; на борту также было 19 пони и 33 собаки.

Пони стояли в специальных стойлах; собак привязывали везде, где только можно, на них постоянно попадала вода; сами члены экспедиции находились в крайней тесноте. Через два дня барк попал в центр шторма. В итоге потеряли двух пони, одна собака захлебнулась в потоках воды, так что пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля и слить в море 65 галлонов бензина. 4 января 1911 года «Терра Нова» достиг берегов материка. На обустройство предстоящей зимовки и разведочные походы ушло все время до весны (как известно, в Южном полушарии времена года противоположны нашим). С апреля по октябрь 1911 года длилась зимовка, которую прошли удачно. 

24 октября 1911 года 12 человек стартовали к полюсу. Мотосани вскоре сломались, из табуна пони 9 погибли еще до выхода. Остальные прошли часть маршрута, затем их пристрелили, сделав запас мяса на обратную дорогу. Дольше всех продержались собаки — примерно полпути до полюса. Пятеро англичан, включая Роберта Скотта, достигли Южного полюса 17 января 1912 года. Здесь они обнаружили, что опоздали — норвежец Руаль Амундсен прибыл туда за 34 дня до них. На обратном пути Скотт и его товарищи погибли от холода и голода... За мужество все участники экспедиции, включая русских, были награждены Полярными медалями Королевского географического общества.

Украина — Владивосток — Антарктида и обратно

Интересно, что из вспомогательного состава экспедиции в дневнике Роберта Скотта чаще всех упоминаются Антон Омельченко и Дмитрий Гирёв. «Я убедился, что наши русские молодцы заслуживают не меньше похвал, чем мои англичане», — таков его вывод. А в дневнике за 18 января 1911 года Скотт отметил: «Антон и Дмитрий всегда готовы прийти на помощь, они прекрасные парни». Омельченко родился в 1883 году в селе Батьки Полтавской губернии, в семье крестьянина, в которой было семеро детей, причем Антон — самый младший. На Кубани, где он работал пастухом, Антон познакомился с отставным генералом и коннозаводчиком Михаилом Пеховским, который затем усыновил парня. 

Омельченко много раз побеждал на скачках, а после смерти генерала попал во Владивосток, где устроился жокеем на ипподроме. Антон прошел вместе с англичанами до середины ледника Росса и по истечении контракта, в феврале 1912 года, через Новую Зеландию вернулся в Россию, где его и застало известие о гибели Скотта. С началом Первой мировой войны Омельченко был призван в армию. В родное село Батьки вернулся уже после Гражданской войны и стал работать почтальоном. Антон пытался издать книгу об экспедиции, обращался за помощью к властям, но безрезультатно; его личный архив пропал при странных обстоятельствах.  В Батьки приехал человек из Полтавы, якобы журналист; несколько дней он жил у Антона, расспрашивая об этом путешествии и обещая подготовить статью. Фотографии, документы, английскую памятную медаль и многое другое незваный гость забрал с собой, а затем исчез. Никаких публикаций так и не появилось... Кроме медали, от Великобритании Омельченко удостоился пожизненной пенсии (по некоторым сведениям, такую же получал и Гирёв), которую ему выплачивали вплоть до разрыва советско-британских отношений в 1927 году. Весной 1932 года, в возрасте 49 лет, он погиб при взрыве влетевшей в его дом шаровой молнии. 

Сахалинец Гирёв

О Дмитрии Гирёве мы знаем несколько больше. Кстати, Скотт писал в дневнике его фамилию как Geroff. Он сопровождал экспедицию до 84-го градуса южной широты, затем вернулся в базовый лагерь и участвовал в поисках Скотта с товарищами. Уже после гибели Скотта, в декабре 1912 года, в составе отряда геолога Реймонда Пристли он поднялся на вершину антарктического вулкана Эребус. Именем Гирёва назван один из пиков вулкана.

Мать Дмитрия Гирёва, Евдокия Семёновна, была сослана на сахалинскую каторгу. В метрической книге церкви поста Александровского в 1889 году есть запись, сделанная священником Георгием Сальниковым. Согласно ей 1 июня 1889 года у каторжанки Александровской тюрьмы Евдокии Семёновны Гирёвой появился на свет незаконнорожденный сын, нареченный Дмитрием. Его крестными стали каторжанин Александровской тюрьмы Федор Иванович Чупринский и Анна Петровна Ведерникова. Имя отца удалось установить благодаря карточкам переписи, проведенной Антоном Павловичем Чеховым во время его пребывания на Сахалине. Им был Матвей Иванович Космачёв из Саратова, тоже каторжанин, грамотный, по профессии столяр. Мать Гирёва рано умерла от чахотки, и Дмитрия вырастил его отец. 

Подросток окончил двухклассное церковно-приходское училище и стал учеником монтера на электростанции. Семья держала 20 ездовых лаек и десяток нарт, поэтому Дмитрий стал каюром и зимой подрабатывал на доставке почты и грузов из Николаевска на Сахалин. К 20 годам он имел славу одного из лучших погонщиков собак. После окончания экспедиции в Антарктиду Дмитрий вернулся в Новую Зеландию, где его ждала местная девушка. Они даже поженились, но вскоре Гирёв вернулся в Россию. В газете «Амурский лиман» за 1915 год появилась заметка о том, что он выступал в Николаевске в Народном доме с рассказом об экспедиции Скотта.  В том же 1915 году Гирёв устроился в золотодобывающую артель; с установлением Советской власти на Амуре он перешел на Колчанский прииск в Николаевске, где стал начальником участка. В 1930 году, во время массовых репрессий, НКВД арестовало Дмитрия; его доставили в Николаевск, затем во Владивосток. Гирёва обвинили в том, что он, естественно, английский шпион. После долгой проверки во Владивостоке его все-таки отпустили, но по дороге домой на почтовых санях в декабре 1932 года у Дмитрия Гирёва случился сердечный приступ. Он умер всего в нескольких километрах от своего дома...

Иван Егорчев, член Русского географического общества

Комментарии

Читайте также:

Рожденный столетиями

Образованию Приморского края предшествовали большие геополитические события
17:31 23 октября 2015

Торгово-шпионская история

Во время Первой мировой «Кунст и Альберс» стали жертвами «черного пиара». Источник: http://primgazeta.ru/ajax/page-manage?action=add&id=4&modal=true © primgazeta.ru
15:50 20 июня 2014

Виктор Шалай: «Моя задача — сохранить внутренний музей каждого человека»

Как Виктор Шалай и его команда дарят право на бессмертие - в интервью
14:19 12 июля 2017

«Железная дорога будет полезной для военных целей»

Что писали дальневосточные газеты о строительстве Транссиба
15:00 09 октября 2016

Пять тайфунов–рекордсменов в истории Приморья

От «Эммы» до «Лайонрока»
08:48 14 сентября 2016

На экскурсию «Кинематограф старого Владивостока» приглашают в Приморье

В программе – прогулка по историческому центру города и рассказ о первых кинотеатрах, артистах и фильмах, ставших в прошлом веке особенно популярными.
13:01 25 августа 2016

В Приморье рассказали о старинных обрядах

В сборнике представлена история Приморья, его жителей, а также культурные и бытовые особенности народов, проживающих на территории края
16:31 12 февраля 2016

Судьба Акима Дыдымова: первый успешный приморский китобой пропал вместе со своим судном

Ровно 125 лет тому назад, в такие же студеные январские дни 1891 года, на всех морях российского Дальнего Востока развернулась масштабная поисковая операция.
14:27 29 января 2016

Дмитрий Дементьев: «Уложили асфальт там, где его никогда не было»

Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморья рассказал, на каких улицах в следующем году планируют устроить ремонт, и как долго продержатся обновленные дороги

Центр по подготовке огранщиков алмазов откроют во Владивостоке

В перспективе выпускники смогут трудоустроиться на предприятия, работающие в сфере нефтедобычи, медицины и судостроения

Новый инструмент господдержки появился у крупного и среднего бизнеса Приморья

Специальный инвестиционный контракт заключается между предприятием, решившимся на реконструкцию или расширение производства, и госструктурами