Во время Великой Отечественной войны в Приморье проходили учения железнодорожной артиллерии.
В 1942 г. в оперативное подчинение Артемовскому сектору береговой обороны (АСБО) был передан 5-й Отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион 12-й Морской железнодорожной артиллерийской бригады. В его состав входили двухорудийная 203-мм батарея №1, трехорудийная 152-мм батарея №2, а также двухорудийная 130-мм батарея №3. Кроме того, с 1941 г. в состав дивизиона входили четырехорудийные 76-мм батареи №344, 345 и 346, построенные во Владивостоке.
Все батареи этого железнодорожного дивизиона, за исключением 203-мм батареи №1, развернутой на постоянной позиции в бухте Улисс, практически постоянно находились на позициях в Артемовском секторе. Здесь они усиленно отрабатывали задачи по обороне сектора. На высоте 152 м к юго-востоку от поселка Угловое был развернут командный пост дивизиона. Большинство сухопутных стрельб выполнялось на полигоне в районе станции Давыдовка на Тавричанской ветке в условиях, близких к реальным боевым позициям сектора.
Так, в феврале 1942 года третий транспортер отработал учебно-боевую задачу по поддержке войск. По легенде учений, войска оборонялись от противника, атакующегосо стороны долины р. Суйфун. Подходящая железнодорожная ветка, отходящая в восточном направлении перпендикулярно основной Транссибирской магистрали, имелась в районе станции Кипарисово. Отсюда и была произведена стрельба. Хотя огневая позиция находилась на расстоянии 4 км от Кипарисово, на станции было разбито 222 оконных стекла. В октябре 1943 г. была проведена аналогичная стрельба с одного из путей разъезда «1945-й километр», причем корректировку стрельбы осуществляли с самолета. Проведение подобных стрельб, безусловно, имело и пропагандистское значение, показывая противнику решимость оборонять Владивосток от нападения с суши, используя все имеющиеся ресурсы.
Подготовил Михаил Войтович