Судьба Акима Дыдымова: первый успешный приморский китобой пропал вместе со своим судном

14:27 29 января 2016
2886
0
alt=

Ровно 125 лет тому назад, в такие же студеные январские дни 1891 года, на всех морях российского Дальнего Востока развернулась масштабная поисковая операция. Моряков, да и не только их, обеспокоила пропажа известного китобоя Акима Дыдымова вместе со своим судном. В конце декабря его шхуна «Геннадий Невельской» покинула Корею, направляясь в приморскую бухту Гайдамак, где находилась ее база, и исчезла. Как позже выяснилось, навсегда.

Без сигнала SOS…

КСТАТИ
Решение защитить китов от полного уничтожения было принято Международной китобойной комиссией (МКК) только в 1986 году; с тех пор 19 февраля отмечается Всемирный День китов. Сейчас в северных водах Мирового океана четыре вида китообразных вымирают быстрее, чем размножаются – это синий кит, горбач, финвал и кашалот. К сожалению, решение МКК о запрете промысла китов некоторые страны не стали выполнять. Япония присоединилась к конвенции, однако убедила дать ей квоты на «научный промысел», в итоге в этой стране в любом ресторане можно заказать китовое мясо. Норвегии и Исландии игнорировали мораторий и продолжают добывать китов (кроме краснокнижных). Запрет на добычу китов в СССР был введён в том же 1986 году. Существует разрешение на так называемую «аборигенную охоту», которая актуальна для северных народностей, в том числе и в России. В основном это касается чукчей, для которых китовое мясо остается важной составляющей их рациона. Они бьют сейчас в основном серого кита – не больше 130 особей в год, причём только тех, что относятся к чукотско-калифорнийской популяции. Есть ещё одна популяция – охотско-корейская – этих китов осталось всего около 130—180 особей, и они находятся на грани выживания.

Конечно, суда пропадали без вести всегда, но тут был особый случай. Акима Дыдымова знали не только моряки – местные газеты писали о нем и его деле достаточно часто, причем не все публикации были положительными. Сомневающихся, как и оптимистов, было вполне достаточно, поэтому возможная гибель вызвала много откликов. О размахе поисков говорит, например, предписание от смотрителя Александровской тюрьмы командированному на северный Сахалин административно-ссыльному Льву Штернбергу (тому самому, впоследствии ставшему известным ученым) от 31 января 1891 года: «По приказанию начальника Александровского округа прошу возможно тщательнее наблюсти, не окажутся ли где-либо признаки погибшего китобойного судна «Геннадий Невельской» и в утвердительном случае немедленно дать мне знать».

Надо сказать, что надежда найти «Невельского» или людей из его экипажа сохранялась довольно долго. Случай пропажи китобойца активно обсуждался. Так, 17 февраля 1891 года газета «Владивосток» писала: «По городу ходят тревожные слухи о нашем китобое «Геннадии Невельском», вышедшем еще 18 декабря из Генсана  в б. Гайдамак. Из Владивостока ездили к сказанной бухте, и китобоя с его владельцем, г. Дыдымовым, там не было, он не приходил. В Японии, судя по запросам оттуда, его нет. Не случилось ли с ним какое-либо несчастье у необитаемого о. Дажелета?». К сожалению, никаких следов «Невельского» так и не нашлось…

Аким Дыдымов лишь чуть-чуть не дожил до своего 35-летия, но успел сделать на удивление немало (только жениться и завести семью не удалось). К слову, 4 июня 2016 года исполнится 160 лет со дня его рождения; дата круглая, но вряд ли она будет как-то заметно отмечена в Приморье. Личность Акима Дыдымова несколько затерялась среди других людей, несомненно, более известных, но она вполне достойна нашей общей памяти. И Отто Линдгольм, в будущем крупный купец, и прославленный морской волк Фридольф Гек, и многие другие люди в начале своей карьеры занимались китобойным промыслом. Но поставить это дело на современную для того периода основу, проявить организационные способности, наконец, добыть финансы первым смог русский моряк, отставной капитан 2-го ранга Аким Григорьевич Дыдымов.

Курс на восток

Аким родился в Тульской губернии, его отцом был подпоручик, дворянин Новосильского уезда. В 1874 году поступил в Морское училище, в 1878 году произведен в гардемарины и получил назначение в 6-й флотский экипаж. В 1879 году Аким Дыдымов стал мичманом, в следующем году переведен на службу в минный офицерский класс. В мае 1881 года он на броненосце «Петр Великий» в составе Балтийской практической эскадры отправился в первый дальний поход корабля – в Средиземное море. В апреле 1883 года Дыдымов получил назначение флаг-офицером в походный штаб командующего минным отрядом. 1 января 1884 года произведен в лейтенанты и начал службу на клипере «Джигит». В 1884-1886 годах бороздил на этом корабле тихоокеанские воды. В июле 1886 года он вернулся за свой счет через Сибирь на Балтику и вскоре уволился «по семейным обстоятельствам».

В период службы в тихоокеанских морях, где он, в частности, занимался охраной побережья от иностранных браконьеров, лейтенант Дыдымов смог оценить местные «дары океана» и заметил, что они практически не используются соотечественниками. Позже он писал в журнале «Русское судоходство»: «Наибольшее количество китов водится в русских водах, почему Россия и должна бы стоять впереди этого промысла». Озаботившись этим вопросом, он решил оставить морскую военную службу, по крайней мере на мирное время, и вознамерился заняться китобойным промыслом.

ИСТОРИЯ ОПАСНОГО ПРОМЫСЛА
Китобойный промысел известен с древних времен. Велся он прежде всего для добычи китового жира, из которого производилась ворвань, служащая ранее топливом для ламп и использующаяся в промышленности. Кости кита перемалывались в муку, а из позвоночника даже выпиливались отдельные части машин и механизмов. Китовое мясо стали употреблять примерно со второй половины XX века, несколько позже стали вырабатывать витамин А из печени китов, а из их желёз и мозга – гормоны (в частности, инсулин). На протяжении столетий способ добычи китов практически не менялся. Для преследования кита использовались шлюпки или вельботы. Они подходили к киту на такое расстояние, чтобы можно было всадить гарпун или копье. К этим орудиям были привязаны большие пузыри из шкур животных, которые не давали животному нырнуть и уйти от погони. В обычных случаях они ослабевали, позволяя охотникам подплыть ближе и добить китов. Иногда морские гиганты вдруг разворачивались и переворачивали лодку, поэтому такой вид промысла был очень опасным. В 1863-1864 годах норвежец Свен Фойн изобрел гарпунную пушку, которая вместе с новым типом китобойного судна буквально произвела переворот в этом промысле. Теперь можно было рисковать значительно меньше; кроме того, гарпун имел на конце гранату, которая разрывалась в теле кита, нанося ему смертельные раны. Линь, идущий от гарпуна, имел значительную длину и мог наматываться на лебедку; было также успешно опробовано накачивание воздухом туш некоторых видов китов, которые тонули после выстрела. Свен Фойн положил начал современному китобойному промыслу и считается национальным героем Норвегии.

Активно взявшись за дело, Аким Дыдымов решил начать промысел с применением самых последних достижений техники. Он продал семейное имение, оставшееся от родителей, но собственных 60 тысяч рублей было явно недостаточно. Тогда настойчивый моряк пробился на прием к министру финансов России, убедил его в своих планах и благодаря поддержке Морского министерства и Министерства госимущества получил кредит на три года в размере 50 тысяч рублей. Еще 20 тысяч собрали друзья, которых он убедил в успехе затеи. Дыдымов заказал специальный китобойный пароход, более крупный по размерам, чем норвежские, с учетом условий суровых дальневосточных морей. В 1887 году китобоец под названием «Геннадий Невельской», построенный в Христиании (Осло, Норвегия) на Нюландском заводе, был готов к плаванию на восток – в тихоокеанские владения России. Однако отправился он туда только через два года.

Трудяга «Невельской»

«Геннадий Невельской» длиной 25,6 метра, шириной 5,5 метра и водоизмещением 170 тонн имел экипаж в 12-14 человек. Судно было железным, с машиной в 220 «лошадей», что позволяло развивать скорость до 12 узлов; котел топился и углем, и дровами; имелась и парусная оснастка. На баке была установлена последняя модель гарпунной пушки Свена Фойна: из нее стреляли гарпунами с разрывными гранатами, которые соединялись с судном 5,5-дюймовым мягким тросом длиной 450 саженей, изготовленным из лучшей русской пеньки. Еще одно новшество – насос для накачки добытого кита воздухом, чтобы он не тонул. Имелась также паровая лебедка и кормовой шпиль, на борту – два вельбота и плоскодонка. Гарпунером на «Невельском» служил Самуэл Фойн, племянник изобретателя гарпунной пушки. На переходе во Владивосток в экипаже судна имелось 7 норвежцев из опытных китобоев, а капитаном был сам Дыдымов.

Первый рейс длился чуть больше 100 суток – с 4 июля по 19 октября 1889 года. Во Владивостоке Аким Дыдымов оставил из норвежцев только помощника и троих матросов, уволил даже Фойна, заменив его гарпунером из Одессы. Остальные были набраны из бессрочно отпускных матросов военного флота, капитаном также стал сам Дыдымов. Генерал-губернатор Приамурской области барон Андрей Корф передал в его распоряжение конфискованную американскую шхуну «Арона», переименованную в «Надежду». Правда, снова из-за финансовых проблем в первый год китовый промысел в Охотском море не мог начаться, но Дыдымов сделал первую попытку прямо на месте. Первого синего кита он загарпунил 10 ноября 1889 года в бухте Врангеля и привел на буксире во Владивосток, а для разделки отправил в бухту Сидеми, на другую сторону Амурского залива. Следующего кита «Невельской» добыл 27 ноября в заливе Америка.

Аким Дыдымов предложил шкиперу Фридольфу Геку, интересующемуся новым способом промысла, командовать шхуной «Надежда», которая выполняла функции транспорта, доставляя туши китов и продукты китового промысла на базу в бухту Гайдамак или прямиком в Японию. Гек дал согласие: дело казалось выгодным. Уходить в Охотское, а тем более Берингово море не было нужды – киты водились и в заливе Петра Великого (в основном полосатики и гладкие). А 28 апреля 1890 года синего кита удалось добыть прямо в заливе Золотой Рог, буквально на виду публики. В пустынной бухте Гайдамак Аким Дыдымов устроил береговую базу для разделки китов, соорудил слипы, построил жиротопный завод. Киты добывались десятками: жир, китовый ус и даже кости пользовались большим спросом за границей.

Летом 1890 года Аким Дыдымов ходил в Охотское море для исследования миграций китов и для определения мест стоянок, вел и описание берегов. К сожалению, трагические обстоятельства не позволили развиться так удачно начатому промыслу… В 1891 году, когда Фридольф Гек вел поиски «Невельского» у корейских берегов, он открыл несколько новых бухт и одну из них назвал «Память Дыдымова». Правда, на современных картах она имеет название Улсанман. В марте 1891 года Аким Дыдымов посмертно (уже стало ясно, что он погиб) был удостоен Большой золотой медали имени Александра II Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству. А когда в России появились крейсеры пограничной стражи, один из них получил название «Лейтенант Дыдымов» – в память о том, кто одним из первых охранял наши водные богатства от расхищения.

Иван Егорчев, член Русского географического общества

Использованы материалы Центральной библиотечной системы г. Находка

Фото из книги «История слепого кашалота», автор В. Зайцев

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление