«На участке я не женщина, а прораб»

10:01 08 марта 2017
3840
0
alt=

Казалось бы, строительная площадка — не самое подходящее место для женщины. Однако стоит один раз побывать на участке по производству железобетонных изделий мостостроительного филиала компании «Примавтодор» в Уссурийске,  чтобы понять, насколько это суждение ошибочно. В коллективе — 47 человек. Значительная часть из них — представительницы прекрасного пола. О том, каково ежедневно находиться среди груд песка и щебня и что держит сотрудниц участка в профессии, узнавали корреспонденты «Приморской газеты».

Мост по заявке 

Участок по производству железобетонных изделий находится на окраине Уссурийска. Он огорожен высоким забором, из-за которого издалека видны работающие краны. Каждый день они перетаскивают с места на место тяжелейшие конструкции, стопки бетонных плит и связки труб.

Татьяна Сильченко на участке. Фото Глеба Ильинского

Руководит участком прораб Татьяна Сильченко. Именно она следит за тем, чтобы каждое выпускаемое на нем изделие соответствовало всем государственным стандартам и вовремя поступало в работу.

— Только за последние пять лет сотрудники построили и отремонтировали 13 мостов, —рассказывает Татьяна Ивановна. — В том числе те, что идут на Киевку, Анисимовку, Пушкарку, к Моряку-Рыбалову, через реку Амба.

По словам прораба, работы по возведению мостов осуществляются следующим образом:сначала в отдел планирования поступает соответствующая заявка, ее рассматривают; если возможно эту заявку выполнить качественно и в срок, за нее берутся; заключается контракт; на место действия выезжают строительные бригады, привозят все необходимые материалы. К назначенной дате заявленное сооружение будет готово.

— Одновременно мы можем реализовывать несколько проектов. С удовольствием беремся за интересные, сложные, масштабные задачи, — подчеркивает Татьяна Ивановна.   

Проверка на прочность

Первое место, которое нам вместе предстоит посетить на участке по производству ЖБИ — лаборатория по производству дорожно-строительных материалов. Здесь бетон, грунт, щебень и песок проходят всевозможные экспертизы и получают паспорт качества прежде, чем их пустят на строительство дороги.

Валентина Сахарова проверяет строительные материалы на прочность. Фото Глеба Ильинского

— Все материалы мы проверяем на качество, даже если все необходимые сопроводительные документы на них есть. Строительство дорог — дело очень серьезное. Из-за некачественных составляющих может случиться авария, погибнут люди, поэтому все, что мы используем в работе, тщательно проверяем, — подчеркнула Татьяна Ивановна.

Экспертизы в лаборатории проходят практически круглосуточно. Вот и сейчас на длинном столе стоит четырехугольная емкость, в которую помещены образцы грунта. Их проверяют на морозоустойчивость, восприимчивость к низким температурам.

Рядом — кадки со щебнем. Камушки рассортированы по размеру. В первой — диаметром от 5 до 10 миллиметров, во второй — от 10 до 20 миллиметров, в третьей — еще больше. Все они также ждут своей проверки.  

— Для каждого материала существуют свои способы проверки. Бетон, например, формируют в небольшие кубики и на 28 дней помещают одновременно в сушильный шкаф и морозильные камеры. Потом достают, давят под прессом, изучают. Только после этого можно говорить о прочности материала, — подчеркнула Татьяна Ивановна.

Лаборатория считается одной из лучших в крае. Поэтому здесь часто бывают не только журналисты, но и коллеги из других стран, желающие обмениваться опытом.

— Не так давно японцы были. Они, как и многие другие, кто приезжал, удивились, что в лаборатории и на всем участке столько женщин, — рассказала инженер-технолог лаборатории Валентина Сахарова. — А нам здесь наоборот удивительно, как можно быть домохозяйками, такими, как сейчас принято говорить, «светскими львицами», находиться на содержании у мужа. У нас здесь все женщины сильные, со стержнем, с характером.

Сплошная автоматика

В котельной Александр Митяев показывает, как работать с щитом управления. Фото Глеба Ильинского

Недалеко от лаборатории находятся арматурный цех и котельная. В арматурном цехе, по словам Татьяны Сильченко, трудятся почти одни женщины. Они создают специальные конструкции из арматуры — длинных железных прутьев, которые позже заливают в бетон и устанавливают под строящимися мостами, чтобы положить в них водопропускные трубы.

 — Арматура связывается только вручную, разными способами. Благодаря этому бетонные конструкции смогут амортизировать, давать эффект пружины. Он нужен при проезде тяжелого транспорта, — подчеркнула Татьяна Ивановна.

Есть в цехе и три работника-мужчины. На их плечи ложится самая тяжелая работа. Например, когда нужно переместить или согнуть арматуру. Стандартная длина прута — почти 12 метров. Вес одного метра — 3,8 кг. Согнуть прут можно только при помощи специальной техники.

В котельной большую часть помещений занимают огромные паровые котлы. Они нужны не для обогрева помещений, а для производства самого важного компонента при строительстве дорог — бетона. Дело в том, что на выходе бетон должен быть по температуре не ниже 23 градусов в зимний период, чтобы его можно было использовать для работы. Поэтому для его изготовления требуются только горячая вода — ее необходимо постоянно подогревать — и горячий песок.

Рядом с каждым из котлов — щит управления. Все процессы в котельной автоматизированы.

— Пользоваться щитами управления не так сложно, — рассказал мастер котельной Александр Митяев. — Везде автоматика. Нажал кнопку «Насос» — работает насос, нажал «Дымоотсос» — через специальную трубу стали отсасываться на улицу выделяемые при производстве бетона газы.  

В арматурном цехе сотрудницы изготавливают каркасы для водопропускных труб. Фото Глеба Ильинского

Вторая семья

Интересно, что Александр Николаевич, как и многие другие сотрудники, уже много лет в коллективе. На участке текучки практически нет. Среди новеньких — только студенты из местного гидромелиоративного техникума, будущие мастера дорог и искусственных сооружений, которые приходят на практику. Из них остаются единицы. Чтобы получать высокую зарплату на участке, нужен стаж, а долго и упорно нарабатывать его, с головой погружаясь в профессию, как показало время, готовы не все начинающие специалисты. 

— Средний возраст сотрудников на участке — 40 лет. Много пенсионеров. Слесарь есть, которому за 60, все наши станки он наизусть знает, любой вопрос может за минуты решить. Такие люди сейчас — на вес золота. Очень переживаю, что скоро он может покинуть участок, — поделилась Татьяна Сильченко.

Сама Татьяна Ивановна на участке работает с 1994 года. За прошедшее время она успела пройти здесь через все ступеньки профессионального мастерства. Сначала была бетонщицей, потом арматурщицей, бригадиром, мастером и вот теперь трудится в качестве прораба. По ее словам, опыт, полученный на разных должностях, очень помогает. Весь производственный цикл знаком изнутри до мелочей.

— Я на участок пришла  в 19 лет, — рассказывает Татьяна Ивановна. — Лихие 90-е, работы совсем нет. К частникам идти не хотелось, не платили. Поэтому все норовили устроиться на государственное предприятие. Правда, первое время было очень тяжело.  Ресницы колом от бетона стояли. Много раз хотелось бросить работу, но со временем все пришло в норму. Коллектив стал второй семьей. А за нашу работу я испытываю настоящую гордость.

Примечательно, что настоящую семью Татьяне Ивановне тоже подарила работа. На участке женщина нашла будущего мужа. Когда она работала бетонщицей, суженый трудился в качестве оператора установки по производству бетона.  Свадьбу играли всем участком. А спустя годы весь участок также поздравлял пару с рождением двух дочерей.

—  По опыту могу сказать, что для того, чтобы успешно руководить, не нужно на всех активно ругаться. Напротив, в этом деле нужна мягкость, настойчивость, огромное терпение — то, чего женщинам обычно хватает. На участке я не женщина, а прораб, но все эти качества — они, конечно, помогают, — поделилась Татьяна Сильченко.

СПРАВКА «ПГ»:
 «Примавтодор» обслуживает 6 829 километров автомобильных дорог краевой и федеральной собственности в Приморском крае, на которых расположены 1 647 мостов общей протяженностью свыше 65 километров и 6 647 водопропускных труб. Все населенные пункты (кроме островных) соединены с районными и краевым центром дорогами с твёрдым покрытием. Только 1,5 % дорог в Приморье являются грунтовыми.

 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление