— Мы просим у нашего главного бога Пузя азани, чтобы он дал здоровья и счастья всем гостям Красного Яра, — Светлана Канчуга камлает над небольшим костром, который развели на центральной площади села. По традиции праздник в честь окончания охотничьего сезона удэгейцы начинают с обряда: ни одно значимое событие здесь не обходится без песен и танцев шамана. На этот раз поводов сразу два: помимо окончания сезона охоты, в конце марта в селе отмечают годовщину со дня образования нацпарка «Бикин». Поэтому в Красный Яр пожаловали гости из других городов и регионов, сообщает «Приморская газета».
Помощь духов
В Красном Яру (Пожарский район), где сейчас живет наибольшее число удэгейцев, шаманские обряды — обязательный элемент любого праздника. Пусть в повседневной жизни удэге почти не прибегают к помощи духов, но за удачный охотничий сезон высшие силы нужно обязательно поблагодарить.
Обряд проводит старейший житель Красного Яра — 83-летний Александр Канчуга. Он один из немногих удэгейцев, которые еще помнят язык предков. Бабушки и дедушки Александра шаманили почти каждый день, а он, тогда еще малыш, часто наблюдал за обрядами — так и перенял традицию. Хотя по профессии Александр Канчуга учитель, тут ничего мистического.
Как и 100-200 лет назад, современный шаманский обряд — импровизация, а не отрепетированная постановка.
— Я согласился провести обряд с условием, что все будет по-настоящему: слова, которые мы говорили, мелодия, которую напевали, танец. Все это импровизация: как чувствовали, так и делали, чтобы было искренне, — рассказывает шаман-учитель.
После нескольких кругов возле костра в огонь летит мясо — жареную кабанятину и изюбрятину сначала дают попробовать гостям, а затем остатками дичи задабривают духов. Вот так, под запах шашлыка, начинается праздник.
200 литров шурпы
После шаманского обряда наступает время развлечений — дети уже увлечены национальной игрой, напоминающей охоту на деревяшку. Два игрока оббегают по три круга вокруг треноги, к которой подвешена деревянная доска, а после они должны воткнуть деревянное копье в цель — в отверстие в доске. С первого раза не удается никому, но это только добавляет азарта и вот уже дети выстраиваются в очередь, чтобы «поохотиться».
Фото Глеба Ильинского
Пока ребятня играет, взрослые «атакуют» самую вкусную площадку праздника — импровизированную полевую кухню. Здесь специально к Ва:кчай ни установили котлы, в которых готовится 200 литров ароматной шурпы из изюбрятины. Суп закипает на огне из экологически чистых дров, а в это время гости праздника пробуют боузы — национальное удэгейское блюдо. Это что-то среднее между корейским пян-се и бурятскими буззами. Выглядят боузы как большие пельмени из дрожжевого теста, куда кладут фарш из дикого мяса, смешанный с овощами (чаще всего с капустой и луком). Накануне праздника сотрудницы местного клуба и члены общины коренных малочисленных народов «Тигр» готовили целый день.
Те, кто уже успел подкрепиться, торопятся посмотреть на соревнования. Для них организаторы праздника — сотрудники национального парка «Бикин» — обустроили настоящую полосу препятствий. Состязания охотников — центральное событие Ва:кчай ни. В них участвуют шесть команд по пять человек.
Одним из самых зрелищных стал конкурс по стрельбе из лука: участникам необходимо было поразить мишень диаметром 40 см с расстояния 10 метров. Из 30 соревнующихся в цель попали всего несколько человек. У остальных стрелы летели в столбы и землю, попадали в здание и отлетали обратно. Хорошо, что наконечники пластиковые, так что никто не пострадал. Ну, кроме мужской гордости некоторых присутствующих. Другие же участники не отчаялись и пообещали в следующем году взять реванш.
— Мы к этим соревнованиям практически не готовились, а зря, — сетует член команды «Угда», инспектор нацпарка «Бикин» Евгений Могильников. — Я сегодня первый раз держал лук в руках, поэтому в мишень ни разу попал. Теперь захотелось освоить это оружие, чтобы в следующем году показать хороший результат.
Также спортсмены стреляли из пневматической винтовки, а еще жгли костры на время, перетягивали канаты, ходили на лыжах, метали копья и осваивали ходули. После состязаний всем участникам вручили памятные призы, ведь они, мужчины Красного Яра, стали главными героями праздника.
— Охотники Красного Яра — не только добытчики для своих семей, но и защитники лесов бассейна реки Бикин, своей малой родины, — выступил с речью директор нацпарка «Бикин» Алексей Кудрявцев. — Наша природа сохранена в первозданном состоянии, и это большая заслуга местных охотников.
Нас мало, но мы с узорами
Фото Глеба Ильинского
Защищать природу так же естественно для мужчин-удэгейцев, как и охотиться. Они знают, что лес дает им пищу и, собственно, жизнь, поэтому никогда не берут у него лишнее. Удэге издревле не наводили ружья на беременных самок косуль, кабанов, медведей и других животных. Никогда удэгейцы не охотились на амурского тигра — хозяина тайги. Даже сейчас, спустя сотни лет после того, как первые удэге поселились на территории современного Приморья, эти обычаи чтят.
Помнят коренные малочисленные народы и свои культурные традиции. Например, на празднике больше чем у половины удэгейцев на одежде красовался национальный узор — замысловатые завитки из разноцветных ниток. Не все они выполнены по старинной технологии — есть и новодел. Раньше узор вырезали из рыбьей кожи, клеили его на халат и обшивали сверху нитями — на такую работу уходило 8-9 месяцев. Современные удэгейки просто вышивают узоры нитками, причем на самых разных предметах гардероба: майках, топах, платьях, джинсах, пальто. Но это и хорошо — значит, помнят свои корни.
— В советское время культура удэгейцев была утрачена, многие забыли, что такое национальная одежда, как ее шить. Тогда даже стыдно было говорить на родном языке, всем приходилось говорить на русском, — рассказывает председатель общественной организации Союз удэгейцев России «Багдыи» Любовь Пассар. — После 90-х годов культуру начали постепенно восстанавливать. Ведь все равно у удэгейских женщин на генетическом уровне заложено: взяла в руки иглу, нитку и начала вышивать. Так и научили молодежь, и продолжаем воспитывать новые поколения.
Возрождение традиций как нельзя кстати: в Пожарском районе создан национальный парк, который уже в этом году централизованно начнет принимать туристов. Сопровождать их по Бикину будут проводники из числа удэгейских охотников: практически всех мужчин взяли на работу в учреждение.
Туристам, которые захотят не только насладиться нетронутой природой, но и узнать культуру местных жителей, предложат поучаствовать в мастер-классах. Национальная вышивка, сувениры из кожи и меха, украшения из рыбьих позвонков, приготовление традиционных блюд — всему этому гостей Красного Яра смогут научить здешние мастерицы.
— Знаете, мне всегда в детстве снились сны о том, каким красивым и процветающим стал поселок. Шаманская интуиция что ли, — вспоминает Любовь Пассар. — Посмотрите, сколько сегодня здесь гостей, раньше так много прессы не приезжало. А все потому, что создана федеральная структура — национальный парк. Поэтому я уверена: у Красного Яра большое будущее.