Коммерческая деятельность маломерных судов в Приморье серьезно осложнена. Уже более трех лет федеральное законодательство, регулирующее эту сферу, фактически ограничивает возможности перевозки пассажиров, проведения экскурсий на таких плавсредствах в Приморье. Проблема заключается в непомерных требованиях для получения лицензий. Однако выход есть, уверяют эксперты, – внести поправки в закон «О маломерных судах», который Госдума рассмотрит в текущую осеннюю сессию. Так, участники общественного экспертного совета по туризму предлагают учредить специальный орган, который мог бы заниматься лицензированием маломерных судов, сообщает «Приморская газета».
Федеральный закон, определяющий понятие маломерного судна, вступил в силу еще в 2012 году. Из этого определения следовало, что владельцам маломерных судов для осуществления коммерческой деятельности необходимо регистрироваться не как обычно, – в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), а в Морском регистре. Однако именно в этом случае существует противоречие – Морской регистр отказывает в регистрации судна для коммерческой деятельности по формальным параметрам. Суда просто не подходят под минимальные требования ни по длине, ни по количеству экипажа. Другими словами, у владельцев маломерных судов начисто отсутствует возможность возить пассажиров за деньги. Вина за это несоответствие полностью лежит на Министерстве транспорта РФ.
– Если судно ходит на прогулки с хозяином – это нормально, но если посадил пассажиров, нужно уже получать пассажирское свидетельство, – рассказала «Приморской газете» генеральный директор «Приморского агентства авиационных компаний» Наталья Солодовникова. – Для того, чтобы получить пассажирское свидетельство, нужно обратиться в Морской регистр, который регулирует деятельность только больших судов. Соответственно нужно переоборудовать судно, что требует немалых денег.
Чтобы привести маломерное судно в соответствие с законодательными требованиями, потребуется средства, соизмеримые со стоимостью самого судна, подчеркивают эксперты.
Эта проблема препятствует развитию морского туризма в Приморье. По этой причине экскурсии и прогулки на маломерных судах находятся вне закона. Так, в этом году из-за отсутствия лицензии на 250 тыс. руб. оштрафовали организацию «Общественные спасатели на водах г. Владивостока», владеющую прогулочным катером SeaJetCapsule C-SREC. На борту всем известной «капсулы» проводились экскурсии по прибрежной акватории Владивостока.
Впрочем, ситуацию можно исправить, уверены эксперты. Необходимо учредить специальный орган, который будет заниматься лицензированием только тех судов, которые организуют водные прогулки.
– В осеннюю сессию Госдума пересмотрит закон «О маломерных судах», – заявил главный государственный инспектор по маломерным судам в Приморье Леонид Маковецкий. – Пока не поздно, нашему Законодательному собранию необходимо внести предложение на рассмотрение Госдумы о том, чтобы создать структуру, которая будет заниматься организацией водных прогулок. Пускай это будет ГИМС или субъект федерации. А общественный экспертный совет мог бы помочь сформулировать наши требования.
Напомним, как сообщала ранее «Приморская газета», водный туризм – одно из наиболее перспективных направлений развития Дальнего Востока. Так, в Хасанском районе в рамках туристического кластера появятся гостиницы, спортивные и развлекательные комплексы, причал для яхт и катеров.