Самые большие пушки Владивостока

10:15 21 декабря 2017
4350
1
alt=

Многие думают, что самыми большими артиллерийскими орудиями, которые когда-либо видел Владивосток, были пушки Ворошиловской батареи с двумя башнями, в каждой из которой по три 305-мм орудия. Но если посмотреть весь перечень артиллерии, которая защищала Владивосток, в нём окажется железнодорожная батарея № 6, на вооружении которой стояли 356-мм орудия. История этих пушек тянется ещё с царских времён России — с проекта строительства линейных крейсеров типа «Измаил», сообщает «Приморская газета».

Орудийная установка на позиции «Гнилой угол» (станция «Площадка») фото из собрания Ю. М. Зайцева



После отгремевшей Русско-японской войны в Морском министерстве Российской империи был пересмотрен подход к развитию флота. Внимание чиновников привлекли корабли с артиллерией весьма крупного калибра: 343 мм, 356 мм, 381 мм, которые начали появляться до начала Первой Мировой войны на просторах океанов. К декабрю 1912 года в Петербурге на двух заводах были заложены первые четыре линейных крейсера типа «Измаил», каждый из которых должен был быть вооружен двенадцатью 356 мм орудиями. К сожалению, ни один достроен не был. Но часть орудий для них успели произвести. Они нашли свое применение во время обороны Ленинграда. Часть из них оказались на Дальнем Востоке в системе обороны Владивостока.

Впервые идея поставить эти орудия на железнодорожные установки возникла в 1927 году. Тогда Главное артиллерийское управление (ГАУ) сочло решение излишне смелым. Стратегам не было понятно, какие задачи может решать подобная артсистема. Однако спустя несколько лет, в 1931 году, ГАУ пересмотрело свое решение и дало добро на окончание разработки проекта установки обуховских «четырнадцатидюймовок» на железнодородные платформы. Первый транспортёр будущей батареи был собран в мае 1932 года. В том же году транспортёр был испытан на полигоне под Ленинградом. При этом перед переброской на место испытания пришлось проверить надёжность единственного на пути моста, который должен был пересечь транспортёр весом почти в 400 тонн.  
В этом же году во Владивостоке и поблизости от него развернулось активное железнодорожное строительство. Инженеры возводили инфраструктуру для железнодорожных батарей, которые должны были вскоре прийти сюда для усиления береговой обороны. Прокладывали новые железнодорожные ветки. Для батарей было построено четыре стационарные позиции с бетонными основаниями: одна позиция в районе бухты Тихой, одна на полуострове Эгершельд, две под  Дунаем и Подъяпольском. В долине Первой Речки оборудовали базу для железнодорожной артиллерии.
 

Артиллерийская установка на бетонном основании для кругового обстрела на испытательном полигоне под Ленинградом

Тем временем в начале 1933 года в Ленинграде начали подготовку к переброске 356 мм железнодорожной батареи во Владивосток. Габариты транспортёров, а также их вес вызывали некоторые сомнения в успехе операции. Но сначала прошел без происшествий пробный перегон батареи по маршруту Лебяжье Псков Лебяжье. А потом были рейсы транспортеров с испытательного полигона на Ленинградский металлический завод. Эти перегоны использовали для испытания путей и понимания, как установки могут повлиять на железнодорожные пути, не повредит ли их тяжелый военный транспорт. К примеру, во время испытаний на некоторых участках скорость поднималась до 59 км/ч.

Наконец комиссия Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии пришла к выводу, что батарея может быть переброшена на Дальний Восток. Подготовка к переброске была начата в июле. Вариант движения через Москву был отвергнут из-за оживлённости на этом пути. Оказалось, что более короткий путь лежит через Череповец и Вологду. Затем батарея должна была пройти через Вятку, Пермь, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу и Хабаровск. Финальной точкой пути должна была стать станция Первая Речка, на которой находилась база ж/д артиллерии.

И вот 3 ноября в 12:30 первый транспортёр в составе железнодорожного эшелона отправился в путь. Через сутки на маршрут выдвинулись второй и третий транспортёры.

Состав каждого эшелона составлял 22 единицы: транспортёр, вагоны с необходимым ему оборудованием, вагон-штаб, вагон-клуб, вагоны для личного состава, продовольствия и т. д. В сутки удавалось проходить не более 350 км, а скорость не превышала 25 км/ч.

Разрыв в сутки между движением эшелонов был необходим для осмотра путей после прохождения первого и обеспечения безопасности в случае повреждения путей. На участке Череповец Вятка был обнаружен лопнувший рельс и трещина в одной из балок моста через реку Унша. Из-за возникавших на пути проблем расстояние, пройденное за сутки, падало до 200 км. В Забайкалье вообще пришлось перейти на встречные пути из-за их лучшего состояния. Неоднократно приходилось делать остановки для укрепления путей.

Спустя полтора месяца батарея прибыла во Владивосток на базу ж/д артиллерии. Позже по железнодорожной ветке вдоль бухты Золотой Рог батарея была переброшена на место своей стационарной позиции, именовавшейся станция «Площадка», которая находилась на территории, которую сейчас занимает ТЭЦ-2.
 

Испытательные стрельбы

Стационарная позиция давала возможность вращаться установке на 360° и вести огонь в любом направлении. На позиции размещались три бетонных основания для каждой установки, на которую она устанавливалась с убранными колёсными тележками. При этом основания были унифицированы для разных систем, что позволяло использовать одни и те же позиции для всех типов железнодорожных артиллерийских установок калибром 305 мм и 356 мм. Это давало возможность при необходимости перебрасывать батареи с одной позиции на другую.
Командный пост батареи был размещён в бетонном массиве крепостной батареи 55 высоты, расположенной у бухты Тихой.

За период службы батарея активно проводила учебные стрельбы. При этом отрабатывались как самостоятельные действия, так и во взаимодействии с другими войсковыми соединениями. Так, в феврале 1942 года третий транспортер отработал учебно-боевую задачу по поддержке войск. По легенде учений, войска оборонялись от противника, атакующего со стороны долины реки Суйфун. Подходящая железнодорожная ветка, отходящая в восточном направлении перпендикулярно основной Транссибирской магистрали, имелась в районе станции Кипарисово. Отсюда и была произведена стрельба.

Хотя огневая позиция находилась на расстоянии 4 км от Кипарисово, на станции было разбито 222 оконных стекла.

В октябре 1943 года была проведена аналогичная стрельба с одного из путей разъезда «1945-й километр», причем корректировку стрельбы осуществляли с самолета. Помимо этого один из транспортёров батареи проводил учебные стрельбы с позиции «Эгершельд», что привело к ущербу для находившихся рядом с позицией домов было выбито много стёкол.

Вся переброшенная во Владивосток в начале 30-х годов ж/д артиллерия позволила быстро усилить оборону главной базы Тихоокеанского флота.
Из всех крупнокалиберных железнодорожных батарей 6-я была переброшена на Дальний Восток первой. И именно с её позиции в 1959-м году последний раз велся огонь железнодорожных орудий. Большинство батарей прослужили до начала 1960-х годов, затем были расформированы, а матчасть разделана на металлолом.


Фото из архива музея Тихоокеанкского флота

Комментарии

Владимир

19 августа 2022, 11:37
Фото артиллерии кроме одного, что на позиции "Гнилой угол" это 100% не Владивосток! Такие сосны во Владивостоке и окресностях не растут скорее всего Ханко или полигон под Питером.

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление