Дорогие друзья! Это новая версия сайта primgazeta.ru. Если вы заметите ошибку в работе сайта, пожалуйста, сообщите о ней на электронную почту primgazeta@mail.ru
«С» — значит средняя

«С» — значит средняя

11:49 16 января 2018
387
0

Гвардейской Краснознаменной «С-56» в ноябре 2017 года исполнилось 78 лет. Без малого восемь десятилетий — рубеж, перевалить за который дано далеко не каждому кораблю. «С-56» повезло: верой и правдой послужив Родине на морях-океанах, подводный корабль, ставший затем мемориальным, сегодня считается одним из самых ярких символов Владивостока, сообщает «Приморская газета».

Справка «ПГ»
«С-56» относится к серии IX-бис и представляет собой полуторакорпусную, двухвальную подводную лодку со следующими тактико-техническими данными: длина наибольшая – 77,8 м, ширина наибольшая – 6,4 м, средняя осадка – 4,06 м. Водоизмещение нормальное – 866,1 т, подводное – 1107,8 т. Глубина погружения рабочая – 80 м, предельная – 100 м. Скорость хода надводная – 18,8 уз., подводная – 9,8 уз. Дальность плавания надводная экономическим ходом – 9500 миль, подводная – 135. Автономность – 30 суток. Мощность главных дизелей – 2х2200 л.с., главных электродвигателей – 2х550 л.с. Вооружение: артиллерийское — 1-45-мм пушка и 1-45-мм пушка; торпедное — 6-533-мм торпедных аппаратов (носовых — 4, кормовых — 2), запас торпед – 12. Экипаж – 45 человек, в том числе 8 офицеров, 16 старшин, 21 матрос.

Доработанный проект
«С-56» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка — переделанный немецкий проект фирмы DeSchiMAG (Немецкая корабле- и машиностроительная компания), который советские конструкторы основательно переработали с учетом требований отечественной производственной базы и возможностей промышленности. Поменяли дизели, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… В итоге «эски» представляли собой маневренные и быстрые корабли, отличавшиеся рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами.
«С-56», лодка, которая сегодня является мемориальным комплексом, была заложена на заводе №194 (Адмиралтейский судостроительный завод имени А. Марти) в Ленинграде 24 ноября 1936 года. Готовыми секциями будущий подводный крейсер доставили по железной дороге во Владивосток. Собирали корабль на Дальзаводе (в то время завод №202), там же монтировали механизмы и оборудование, в акватории завода подводную лодку спустили со стапелей.
Военно-морской флаг на «С-56» поднят 31 октября 1941 г., а 7 ноября она вступила в строй Тихоокеанского флота в состав 1-й бригады подводных лодок. Командиром лодки назначили капитан-лейтенанта Григория Щедрина.

Учиться времени не было
Около года «С-56» отрабатывала задачи боевой и политической подготовки, но в 1942 г. обстановка потребовала переброски четырех лодок типа «С» Тихоокеанского флота на действующий Северный фронт через Панамский канал. В состав отряда вошла и «С-56». Лодки пересекли Тихий и Атлантический океаны и девять морей — Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Они вышли из Владивостока в октябре 1942 г. и прибыли в Полярный в феврале-марте 1943 г., имея кратковременные заходы в некоторые американские и английские базы. Плавание проходило в сложных гидрометеорологических условиях, в районах, охваченных боевыми действиями. «С-56», например, четыре раза уклонялась от вражеских торпед, пятая попала в килевую часть корпуса, но не взорвалась.
8 марта 1943 года «С-56» прибыла в Полярный. За пять месяцев она совершила переход в 17 210 миль. Уже 31 марта «С-56» вышла в море. 5 апреля 1943 года лодка под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина засветло подошла к берегу в назначенный район для высадки разведчиков.
В ожидании темного времени лодка легла на грунт. Ночью подводный крейсер всплыл в позиционное положение и, получив условный сигнал, подошел к берегу. После высадки разведчиков «С-56» направилась в район поиска и уничтожения транспортных судов противника. 10 апреля «С-56» обнаружила вражеский конвой и начала сближение с ним. Незадолго до выпуска торпед лодка была обнаружена кораблями охранения, которые атаковали ее глубинными бомбами. Она смогла уйти от преследования, вышла на противоположный борт конвоя и, всплыв на перископную глубину, успешно атаковала противника. В итоге один транспорт конвоя был уничтожен. Через четыре дня «С-56» торпедировала ещё один транспорт. На обратном пути «С-56» в надводном положении была атакована немецкой лодкой, но сумела увернуться от торпеды. 19 апреля подлодка вернулась на базу.

Победоносный крейсер
Всего за период с 1943 — 1945 гг. лодка совершила восемь боевых походов и потопила девять вражеских кораблей и транспортов, четырем нанесла серьезные повреждения, выдержав при этом сотни атак немецких кораблей, подводных лодок и авиации. На подводную лодку противник сбросил более трех тысяч глубинных бомб. 18 раз германское командование объявляло о гибели «С-56». А лодка вновь и вновь появлялась на морских коммуникациях противника, нанося немалый урон гитлеровцам! Крейсером были потоплены танкер «Ойрошштадт» (1118 брт), транспорт «Хейнрих Шульте» (5056 брт), тральщик «М-346», противолодочный корабль «Nki-09» и ряд других кораблей и судов противника. С борта «С-56» отправлено в глубокий немецкий тыл несколько разведывательных и диверсионных групп.

За мужество и отвагу личный состав лодки шесть раз награждался орденами и медалями, экипажу было вручено более 400 наград, а командиру – капитану II ранга Григорию Щедрину 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.

Сама же лодка 31 марта 1944 г. награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 г. ей присвоили звание Гвардейской. 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве состоялся исторический Парад Победы. Краснознаменную гвардейскую подводную лодку «С-56» на нем представляли старшины первой статьи Власов и Хлобыстин. После войны лодка оставалась передовой на Северном флоте в боевой и политической подготовке. При командире – капитан-лейтенанте Г. В. Лазареве (впоследствии вице-адмирал, возглавлял одно из центральных управлений ВМФ) она прочно занимала первое место среди подводных кораблей по всем видам подготовки и удостоилась приза главнокомандующего ВМФ СССР за торпедную стрельбу.

 

Кстати
Субмарины типа «С» серии IX-бис были признаны самыми результативными подводными лодками Великой Отечественной войны. Пятеро из них — «С-13», «С-31», «С-51», «С-101» и «С-104» за годы войны стали Краснознаменными. «С-33» стала Гвардейской. А «С-56» — Краснознаменной и Гвардейской одновременно. Сегодня это единственная уцелевшая подводная лодка этой серии. Остальные сорок построенных лодок либо погибли, либо «пошли на иголки». Почти так же, как «владивостокской», повезло только «С-51», рубка и часть легкого корпуса которой установлены в поселке Гремиха (Северный Флот).

Возвращение домой
На Тихоокеанский флот «С-56» вернулась летом 1954 года, пройдя Северный морской путь за одну навигацию в сопровождении ледоколов Ермак и Ленин. Таким образом, «С-56» оказалась первой подводной лодкой, которая обогнула земной шар.
6 ноября 1954 г. лодка вновь вошла в состав Тихоокеанского флота, но служить ей оставалось недолго. На флот поступали новые, более совершенные технически, лучше оснащенные и вооруженные послевоенные проекты подводных кораблей. Время «эсок», «щук», «линейных» и «малюток» миновало…
14 марта 1955 г. «С-56» выведена из боевого состава флота, разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию с переименованием сначала в «ПЗС-55», а в январе 1957 года — в «ЗАС-8». 20 апреля 1964 г. лодка переклассифицирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. На ней тренировали личный состав подводных сил флота. Матросы и офицеры учились заделывать пробоины, тушить пожары и ликвидировать прочие нештатные ситуации. Как вспоминал бывший командир «С-56» Григорий Щедрин, механизмы и оборудование с лодки к тому времени уже демонтировали, красу и гордость — уникальную тиковую палубу, подобной которой не было ни на одном другом подводном корабле СССР — наполовину разобрали…
Как правило, дальнейшая судьба списанных подводных лодок незавидна: им приходится уходить «на грунт» где-нибудь в отдаленной бухте или же становится металлоломом. Но «С-56» ожидала другая судьба, более достойная ее славного боевого прошлого. В середине ХХ века два города СССР вели спор о том, где стоять «С-56» — во Владивостоке или же в Мурманске. Победил в этом необычном споре Владивосток, причем косвенно благодаря собственному корреспонденту газеты «Правда» в столице Приморья.
Во время личной встречи с вице-адмиралом Сергеем Бевзой известный приморский мастер пера Юрий Мокеев поинтересовался, как обстоят дела с «С-56».
Начальник политуправления, видимо пребывавший в радужном настроении, неожиданно заявил, что решение Военного Совета ТОФ о том, что лодка останется во Владивостоке принято. Как выяснилось впоследствии, он выдал желаемое за действительное, чем серьезно подтолкнул события.

На следующий день в главной газете страны появилось сообщение о том, что «С-56» будет установлена во Владивостоке. Говорят, что выход в свет этого номера «Правды» вызвал в недрах командования Тихоокеанского флота небывалый скандал. Но обратного хода решили не давать.

Так началась владивостокская, береговая, история «С-56», которая продолжается по сегодняшний день.

Константин Лыков

Комментарии


Авторизуйтесь с помощью соц. сетей

Читайте также:

Три в одном: ихтиолог, управленец и литератор

Этого незаурядного человека помнят только специалисты
12:46 07 ноября 2017

Малоизвестные факты о владивостокской «подземке»

Восемьдесят два года назад во время строительства тоннеля имени Сталина ударными темпами были вынуты сотни тысяч кубометров скальных пород
11:38 08 декабря 2017

Анучинские разведчики в столице края

Как во Владивостоке встречали таёжных «охотников» в 1890 году
16:18 21 ноября 2017

Реконструкцию исторических событий проведут в Приморье

Военно-спортивная игра «Живая история» пройдет в Уссурийске
14:28 10 ноября 2017

Капитан тайги

Имя Владимира Клавдиевича Арсеньева связано с тайнами и легендами
13:50 27 сентября 2017

Как на Дальнем Востоке работала голубиная почта

Внедрение «птичьей» почты началось в регионе в 1893–1894 годах
12:15 12 сентября 2017

Самые «восточные» российские спички впервые появились на Седанке

Это было самое первое такое производство на всём российском Дальнем Востоке
16:01 09 августа 2017

«На время осадного положения — закрыть все питейные заведения»

Как столетия назад боролись с пьянством
13:52 15 июля 2017

«Мы ухаживаем за пожилыми людьми и спасаем их от одиночества» — Ксения Кузьменко

Центр социального обслуживания «Близкие люди» помог десяткам пенсионеров из Владивостока

Задания по моделированию виртуальной реальности добавят в ЕГЭ

На экзамене школьникам разрешат пользоваться интернетом

Работодателей обяжут трудоустраивать молодежь до 25 лет

В Приморье разрабатывают базу вакансий для молодых специалистов