Последние два года стали для Дальнего Востока периодом ускоренного развития. Новые законы о Свободном порте Владивосток (СПВ) и территориях опережающего развития вызвали своего рода экономический бум в регионе: новые режимы, предусматривающие налоговые преференции и льготы, привлекли более 400 резидентов. Большая часть из них вошла в Свободный порт: к ноябрю 2017 года право пользоваться режимом СВП получили 358 предприятий. При этом будет создано более 33 тысяч рабочих мест. Статус резидентов территорий опережающего развития получили 193 компании, которые создадут более 38 тысяч рабочих мест.
Закон о ТОРах был принят 30 марта 2015 года, чуть позже, 12 октября того же года, заработал и режим СПВ. Прорывные для Дальнего Востока документы разрабатывались и принимались оперативно. В послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент страны Владимир Путин рекомендовал в скорейшие сроки вернуть Владивостоку исторический статус порто-франко.
— Предлагаю предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным облегченным таможенным режимом. Напомню, что такая возможность предусмотрена в отношении Севастополя и других портов Крыма, — отметил президент страны.
Годом ранее Владимир Путин предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития.
Бизнес на любой вкус
К ноябрю 2017 года более 400 компаний стали резидентами ТОР и СПВ. Более 800 дожидаются своей очереди.
Производственные проекты сконцентрированы в ТОР: резиденты планируют заниматься животноводством, выращивать овощные культуры, производить пластмассовую продукцию и так далее.
В то же время в Свободном порту Владивосток предприниматели будут заниматься рекламной деятельностью, открывать рестораны, кафе, бары, гостиницы, осуществлять спортивную деятельность, оказывать туристские экскурсионно-информационные услуги. Популярны проекты в сфере легкой промышленности: производство электрических ламп, осветительного оборудования, обоев, лифтов, канатов, веревок, кухонной посуды, туалетной бумаги и так далее. Как говорят эксперты, сейчас импортозамещение в этой отрасли крайне востребовано.
— Большую часть последних 30 лет Россия импортировала в страну именно товары легкой промышленности. И есть вероятность того, что с преференциями Свободного порта Владивосток эта отрасль получит развитие, — отмечает экономист, старший научный сотрудник Высшей школы экономики Игорь Макаров.
Портовые мощности
На данный момент именно Свободный порт Владивосток может занести себе в актив наибольшее количество реализованных проектов: за два года введены в эксплуатацию 10 из них, сумма вложений составила более 10 млрд рублей.
Первым из резидентов СПВ свой проект реализовала компания DNS Development: в Артеме начал работу индустриально-промышленный парк «Авиаполис Янковский». Промпарк строится в несколько этапов на территории 180 га. Его площадками уже пользуются DNS, «Эльдорадо», Kari, «Мир упаковки», «Невада» и Samsung. Объем уже осуществленных инвестиций — более 700 млн руб., созданных рабочих мест — более 130.
Реализовала первый этап проекта и компания «Ольгинские лесопромышленники», создающая предприятие безотходной переработки круглого леса в Ольгинском районе. Объем инвестиций в проект составит 50 млн рублей. Компания производит обрезные и половые доски, паллетные доски и брус.
В Уссурийске компания «КБ Пласт» открыла производство трубопроводных систем из полипропилена. Мощность завода составляет 20 тонн готовой продукции в месяц. Уже сейчас трубы, произведенные в Свободном порту, поставляются в полтора десятка регионов России. Также здесь запущено производство и фасовки продуктов питания, таких как сахар и крупы.
Развивается Свободный порт и в других субъектах Дальнего Востока. Открылся кирпичный завод в Ванино — ООО «Токинский кирпичный завод». Проектная мощность — 5 млн штук кирпича в год. Вложения составили 14 млн руб. Сразу два резидента зашли в Свободный порт в чукотском Певеке: один будет производить питьевую воду, а второй — выращивать продукты в теплице. На Сахалине, в Корсакове, строятся новые портовые мощности, а в Углегорском районе развивается угольный бизнес.
Резидент Свободного порта Владивосток, компания «Композитное кораблестроение», наладила серийный выпуск катеров Pacifico Adventure 72, первая модель уже прибыла к заказчику в Москву. Всего компания изготовила три таких катера, в следующем году планируется изготовить более 20.
Территории на опережение
На Дальнем Востоке созданы 18 ТОРов. В Приморье на данный момент работают четыре территории опережающего развития. Одними из самых первых появились ТОР «Надеждинская» и ТОР «Михайловский». Именно они сейчас демонстрируют наибольшую готовность инфраструктуры (уже в этом году завершаются работы по строительству дорог в ТОР «Надеждинская» и «Михайловский») и заинтересованность инвесторов.
Так, территория опережающего развития «Надеждинская» предполагает реализацию проектов, связанных с лесопереработкой, производством строительных материалов, минерального сырья, продуктов питания и фармацевтической продукции. На площадке создается мультимодальный транспортно-логистический комплекс компании «Инком ДВ» с выходом на Транссибирскую магистраль и трассу М-60. Объем частных инвестиций, которые планируется привлечь, составляет около 7 млрд руб. И это только первый этап.
Первые резиденты ТОР «Надеждинская» наладили выпуск ПЭТ-преформ и полимерных крышек для упаковки воды, соков, молока и других продуктов.
Новые мощности здесь создает «Приморский кондитер» и владеющая сетью супермаркетов в Приморском и Хабаровском краях «Невада–Восток» (производство полуфабрикатов и логистический комплекс).
Сейчас на территории ТОР реализуется проект по созданию завода по производству электрокаров «Прометей». Планируется, что первые экологические автомобили сойдут с конвейера в 2019 году.
Для ТОР «Михайловский», имеющей аграрную ориентацию, якорные резиденты были определены сразу — это «Мерси Трейд» и «Приморский бекон» (управляющая компания — «Мерси Инвест Групп»), «Русагро» и «Черниговский агрохолдинг». На территории ТОР уже построены два свинокомплекса на 122 тысячи голов скота.
В рамках ТОР «Большой Камень» на территории судоремонтного завода и прилегающих площадках идет создание крупнейшей в мире судоверфи «Звезда».
Постепенно якорный резидент ТОР будет реализовывать все заказы на производство танкеров, газовозов, погружных платформ для добычи нефти и газа на шельфе, обслуживающих и других видов судов. Иначе говоря, займется строительством судов любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемых в России.
Новая ТОР, «Нефтехимическая», появилась относительно недавно — в феврале 2017 года. Здесь будет создан комплекс по выпуску моноэтиленгликоля, полиэтилена, полипропилена, а также ароматических углеводородов и этилбензола. В качестве сырья будет использоваться нефть, поступающая по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан. Большая часть продукции, как ожидается, будет отправляться на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Якорный резидент, под который ТОР и создавалась, пока один — ПАО «НК «Роснефть».
Первые итоги
Этап разработки и утверждения новых законов о ТОР и СПВ сопровождался критическими высказываниями и сомнениями, что данные режимы будут эффективны и принесут пользу региону. Однако более 300 зарегистрированных резидентов только в СПВ — яркий показатель работоспособности и привлекательности предложенного правительством формата работы, говорит профессор ДВФУ, экономист Александр Абрамов.
— Процесс идет, это несомненно. Количество зарегистрированных резидентов и то, сколько компаний продолжают туда стремиться, — это показатель, — уверен эксперт. — Важно, что режимы ТОРов и СПВ предназначены для локализации бизнеса. Они дают возможность развитию всего региона.
Как говорят экономисты, несмотря на то что режимы ТОР и СПВ действуют порядка двух лет, первые итоги подводить рано. Реализация большей части проектов находится еще на первой стадии: подготовка документов, проведение изыскательских работ. По прогнозам экспертов, основные итоги будут примерно через три года.
— Сейчас только несколько десятков проектов перешли в стадию строительства и единицы запустили первые этапы. Реальный эффект режима СПВ будет виден года через три, как мы и планировали. Тогда можно будет подвести первые итоги эффективности работы закона, — отметил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Павел Волков.
Псевдоним
17 ноября 2017, 14:19